Показательно, что в последние дни спор вокруг отравления Алексея Навального уже перенесен из вопроса «возможно ли, что спецслужбы могут убить оппозиционера?» в вопрос «а способны ли наши спецслужбы вообще хоть на что-то?».
Случай с Алексеем говорит не только о репрессивной природе современного российского государства (это мы и так знали), но и о государстве, где очевидна тотальная деградация на всех этажах и во всех коридорах.
В данном случае – когда они не могут организовать убийство – мы этому только порадуемся! А если, например, надо предотвратить теракт? Я бы не доверил такую работу этой прекрасной восьмерке.
Спецслужбы в России надо переучреждать. Менять само целеполагание их работы, саму этику лубянских традиций. Избавиться, наконец, от всех этих статуэток, портретов и новогодних тостов «за Феликса Эдмундовича!» и возложений цветов на могилу Сталина.
Спецслужбы должны защищать граждан и страну, а не госаппарат. Служить народу, а не «партии». Защищать страну, а не бороться с оппозицией в свободное от крышевания бизнеса время.
В сущности, у спецслужб должно быть две функции – борьба с терроризмом и контрразведка. И работать они должны под парламентским контролем, с адекватным уровнем секретности. При законодательстве, в котором понятие «безопасность» не включает борьбу с политическими оппонентами.
Такие новые спецслужбы можно и нужно создать – но эта задача неотделима от создания в России демократического и правового государства.