И всё-таки, мне кажется, главная проблема наших соотечественников – абсолютное неумение разговаривать. А уж с детьми разговаривать – это, вообще, что-то непостижимое. Встали, открыли тетради, закрыли рты – это, ведь, не называется разговаривать? А что ни говори, главный навык, отличающий человека от обезьяны – умение говорить и слушать. У наших замечательных людей этот навык отсутствует. Мне кажется, очень многие проблемы можно было бы решить, если б люди пытались разговаривать и учили бы этому этому детей.
И школа, например, отличное пространство, где можно тренироваться и взрослым и детям.
Несколько историй.
Самая простая – дачная.
Приехала к нам в гости трогательная девочка из Израиля. Первый раз в России. И пошли все дети в магазин за мороженым. Выходят довольные, облизывают эскимо, а самая последняя – наша гостья. Тоже с мороженым, но в глазах слёзы, чуть ни задыхается. Я: «Что случилось?» Девочка « Она…эта продавщица такая злая… Почему её не уволят?» Я к детям: «Что произошло? Что вам там сказали?» Дети: «Да, ничего особенного, сказала: «Достали уже выбирать мороженое. Быстро взяли – и марш отсюда!»
История вторая.
У нас есть соседи – папа, мама, ребёнок и собака. Все молодые и чудесные. Ребёнок ходит в частный садик – Монтессори , и всё у него хорошо. Папа записал его в бассейн и поприсутствовал на первом занятии. Тренер изумил неподготовленных папу и малыша. В руках он держал шест. Перед тем, как обратиться к ребёнку с берега, он не больно, но чувствительно тыкал его в спину палкой. Если же обращался из воды, то перед обращением метко брызгал водой в лицо. Папа попытался сказать, что его, например, мальчик понимает, когда к нему обращаются словами. Не убедил. Тренер сказал, что так не бывает.
И история третья, тоже дачная.
К моим детям в гости пришла подружка, назовём её Мария. Девочка не училась в российской школе, воспитывалась частично за границей. Дети играли во дворе, а я была в доме. Вдруг на пороге появляется папа соседского мальчика с женой. Назовём его Михаил. Оба белые от негодования. С ними дети – мои, соседские и наша гостья.
Что случилось? Михаил близок к инфаркту : «Сорок лет живу, а так со мной никогда не раговаривали… Чтобы ребёнок в этом возрасте… мне …такое!» А надо, сказать, я знаю Михаила, как замечательного, доброго, всегда готового помочь соседа. И вот сейчас придётся вызывать скорую. Его милая интеллигентная жена с белым лицом тихо повторяет: «Просто невозможно представить…, это действительно за гранью...»
Мария пытается что-то сказать. «Молчать, когда взрослые разговаривают!»- рявкает Михаил. С большим трудом выяснилось вот что. Дети играли, и Марии что-то попало в глаз. Это было очень неприятно. «Ну, ты, б-дь, неудачница!» - сочувственно сказал соседский мальчик.
Ошеломлённая Мария с криком «Убью» погналась за ним. Она была старше и сильнее. Мальчик с криком «Папа!» кинулся наутёк. Папа в это время с мамой и гостями жарили шашлыки. Папа увидел, как за его сыном гонится какой-то мальчишка. Были уже сумерки, а спортивная стриженая Мария и в самом деле была похожа на мальчика.
Папа схватил мальчика за шиворот и высказал ему, что он сейчас даст по шее, ну, и много чего ещё. Думаю, что даже в рамках. Кроме того, увидев, что это девочка, он сказал намного меньше, чем собирался.
Но то, что ответила Мария, не лезло ни в какие ворота. Потрясены были и он, и жена, и гости. За сорок лет ни разу... Никогда в жизни. Боже, но что же это за слова? Она ругалась матом? Нет, мата не было.
Она сказала. Маленькая девочка взрослому мужчине. «Вы не имеете право прикасаться ко мне. Я сейчас соберу свидетелей и подам на вас в суд.»
На завтра я пошла к ним мириться. Потому что, правда, хорошие люди. Им было по-прежнему плохо. Полегчало только тогда, когда я сказала, что девочка – иностранка. А, ну, это ж другое дело!