Горбачев, сам того не желая, допустил и проворонил, интеллигентскую революцию.
Советская интеллигенция, составляла знАчимою «прослойку» общества, существенно влиявшую на судьбу страны СССР. Это стало очевидно, когда интеллигенция, боясь и стесняясь, всё же вышла на улицы в конце 80х. Демонстрации были полны ЛИЦ, люди наслаждались быть вместе, слова «извините», «простите» в толпе демонстрирующих были частью самовыражения демонстраций.
Был у меня знакомый, который в 90ом году написал на своей визитке – старший научный сотрудник, хотя был он третьем секретарём Московского райкома.Другой, зам начальника четвертого главного управления МЗ РСФСР, написал «врач» в своей карточке.
Интеллигенция победила, легко и естественно. Однако прослойка знала достаточно о пружинах власти в стане, где они победили, и потому никогда не верила в окончательность своей победы. Они ведь были Советской интеллигенцией, со всем опытом Советской жизни, как частью массового сознания прослойки.
Все вместе ОНИ -
а) знали, что будет,
в) для того и боролись, что бы победить в отрезке времени
с) не верили в свои силы,
д) не верили в страну, в которой они совершили «интеллигентный» переворот 1991 года, да и «своих» они знали достаточно, что бы не слишком надеяться
Советская интеллигенция в интеллектуальном мире была конкурентноспособной. Она доказала всему миру свои возможности, держа на плаву не реформируемую систему, добиваясь удивительных успехов несмотря на бесконечные идеологические, политические и коррупционные ограничения творчества. Все то, что летало, плыло, взрывалось и боролось с болезнями было не «потому что», а «несмотря на». Иногда это «несмотря на» было явным стимулом достижение результатов.
Мы, в своём отделе, с помощью веревки и палки, добивались результатов именно «несмотря на».
Исторический эффект, когда власть берут одни, а пользуются ею другие, был известен «социальной прослойке» бывшего СССР, благо эта прослойка этот принцип, собственно, и сформулировала, найдя соответствующую цитату из великих прошлого. Интеллигенции как группе, вообще было всё известно, поверьте. В отличие от этого партийные лидеры к 1985 году давно уже ничего не понимали, кроме как, родное, держать и не пущать, даже во главе с "интеллектуалом", полукровкой Андроповым.
Вот и случилось, то, что случилось. В течение 5 лет с 1990 по 1995 интеллигенция СССР уехала. Она встала, попрощалась, пожелала всего хорошего всем остающимся и отвалила. Уезжать, особенно получать хорошие позиции и контракты, стало престижно! А мы, Советские люди, весьма престижны, по своей сути. Обычные разговоры в интеллигентной среде сменились с выборов Горбачева и Ельцина, на - «Вы слышали Мир-ков получил лабораторию в Чикаго», «Да, а Бук-кий набирает русских в институт в Нью-Йорке». Недавно мне рассказали, что я не переехал в США до 1991, хотя был приглашен в 1989, потому что местный ученый, занимавший, частично, конкурентную нишу, приложил все усилия, что бы я, не появился у них в отделе. Но за два года, мы в Москве наворотили столько, что местного ученого не послушали. Недавно я передавал награждение тому самому ученому, из Москвы, за те самые его успехи 90х. Увы, но был рад, как ребёнок, Альцгеймер ☹
По оценкам более 5 000 000 ученых, специалистов и членов их семей уехали работать в разные страны мира из СССР. Так в моём отделе из восьми старших научных уехали семь. С 1990 до конца 2000х не было научной конференции в мире, где не возникал бы русский «угол», когда группа ученых, по интересующему предмету, собиралась, где-то в фойе или кафетерии, и обсуждала, на русском, то, что потом (иногда спустя долгое время) докладывали на английском. Двадцать лет русский оставался «вторым» языком на международных конференциях, Интересно, что Российские, и другие СНГ, ученые сторонились этих "углов", не чувствуя себя уверенно за пределами политических границ их новых Родин. К советским и постсоветским часто подтягивались 50-60 летние Индийцы, Шри-Ланкийцы, Вьетнамцы и прочие умные люди с образованием из Советского мира.
Таким образом, современная Россия пример страны, описанной в «Гадкие Лебеди», страны, откуда ушла интеллигенция. Я не говорю про личности, которые, конечно остались, я говорю про прослойку, группу, покинувшую страну.
Это сказалось в разных направлениях.
В мире резко усилило глобализацию, хотя и на относительно короткое время, поскольку русские чаще стремятся «раствориться», а не кооперироваться со своими.
В же России, была предоставлена полная возможность «простецам» порулить страной.
Мне кажется нельзя сравнивать СССР и Россию, Украину, Казахстан, Узбекистан и другие страны СССР, это несопоставимые понятия. Эти страны не являются продолжением СССР, они совсем другие, чем империя, звавшаяся СССР.
Социальное развитие не линейно и отъезд образования, и, во многом, мозга, наряду с прочими явлениями, сделал новые страны совершенно другими, в сравнении с республиками империи. Это, ни хорошо, ни плохо, это данность, как я ее вижу.
Многие любят СССР, тоскуют о той стране, не понимая, что любят они то, чего нет, и никогда не будет. Любят то, что включало наличие интеллигенции, во многом определявшей развитие и судьбу страны.
(Почему-то люди, у которых были знакомые секретари райкома КПСС, пишут по русски всегда с большим количеством грамматических ошибок, но карьеру делают хорошую в США и про интеллигенцию размышляют и про Горбачева. Просто наблюдение, - прим. ред.)