Вся эта вакханалия по превращению меньшинства в большинство была бы невозможна без массовой, социально нормативной коррупции. Тысячи или десятки тысяч членов и председателей избирательных комиссий, которые старались изо всех сил, чтобы обеспечить нужные цифры "досрочки", чтобы не допустить проверки книг накануне 1 июля (такая проверка обнаружила бы, что число официально объявленных "досрочников", - это фальсификация), все это - коррупция. Люди, ходившие с домовыми книгами по квартирам пенсионеров с урнами, -это коррупция. Все эти люди старались не из идеи, а за конкретные обещанные им призы и ништяки.
Это были не очередные квартиры в очередных "Золотых ключах" и "Черемуховых садах". Что-то более скромное, а потому воспринимаемое обществом практически нейтрально. Но, в результате, эти люди отнимали деньги у таких же как они людей, которым заплатят меньшую пенсию, не заплатят каких-то обещанных по телевизору пособий. Потому что зачем платить им всем, если можно заплатить нескольким и этим обеспечить некоторую видимость легитимности?
Но этой идеи - стигматизированности, социальной неприемлемости людей, которые зарабатывают на "общем благе", на коррупции "общего блага", нет в России. Нет в массовом сознании. Оно агрессивно индивидуалистично. Оно считает, что каждый имеет право бороться за себя даже ценой общего блага. Которого не существует. - И в этой убежденности как раз и проблема.
(По моему это слишком мягко сказано, воровать у соседа для себя любимого не считается социально неприемлемым и постыдным в России, а соучастники этого воровства голосов банальные воры. И те, кто пошел на участки опускать бюллетени, к сожалению соучастники воровства, или крайне глупые люди, такие тоже есть, - прим. ред.)