Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Category:

Повесил в "Фэйсбуке" Кирилл Рогов

ПЕРЕВОРОТ ИЛИ НЕ ПЕРЕВОРОТ? (ЗАКОН И ПРАВО)

В России любят говорить о праве: что оно должно быть и что его нет. При этом понимание права остается в основном достаточно примитивным. Под ним склонны понимать некую скрижаль, надпись на великом заборе - Закон. Но это не так. Закон и право не одно и то же, они даже могут быть антагонистами.
Принятый Думой закон о поправкЕ к конституции - это настоящий феномен правового нигилизма. Его удивительное свойство состоит в том, что он обрушивает законность под видом законности, которую он сам учреждает. Это и есть механизм правового переворота.

Согласно действующим конституции и федеральным законам, т.е. согласно текущему правовому порядку, поправка к конституции считается принятой и вступает в силу, если ее одобрили 2/3 думы, 3/4 Совета Федерации и 2/3 заксобраний субъектов тысячелетней федерации. Но одобренный Думой закон о поправкЕ прямо утверждает, что после всего этого поправка НЕ считается принятой, пока ее не одобрит конституционный суд и она не будет одобрена гражданами на всероссийском голосовании. То есть прямо противоречит действующему правовому порядку, отвергает его.

В действующем правовом порядке (конституции и федеральных законах) у конституционного суда НЕТ полномочия оценивать поправки к конституции на предмет соответствия конституции. Оно даже должно там быть, и в будущей демократической конституции оно будет (вероятно). Но в действующем правовом порядке его НЕТ. То есть, чтобы исполнить предписание принятого закона, конституционный суд должен нарушить правовой порядок, описывающий границы его деятельности, и только в этом случае новый закон вступит в силу. Если конституционный суд прогнется (как это, конечно, и будет), то он нарушит закон о себе самом, т.е. потеряет правовую легитимность, и этим введет в действие закон о поправкЕ к конституции и сами поправки.

Нет в конституции и действующих законах и упоминания о "всероссийском голосовании". Есть упоминания о выборах, референдумах и даже о "всенародном голосовании". Нет только о "всероссийском". Как же так? Тут дело в том, что порядок проведения выборов и референдумов регулируется законом о гарантиях избирательных прав граждан. Это закон, развивающий концепт народовластия, говорит о том, какие требования должны быть соблюдены, чтобы изъявление воли народа состоялось и его можно было верифицировать и признать состоявшимся (описывает процедурные правила волеизъявления). А вот для "всероссийского голосования" никаких требований не существует - законодательство не знает такой правой формы. Это такой памфиловский опрос любителей несвежего компота: будете пить эту гадость или вообще не получите кушать?

Иными словами, главный смысл «всероссийского голосования», как его описывает принятый закон, состоит в том, что оно НЕ является формой народного волеизъявления, в том смысле как действующий правовой порядок ее описывает. Но именно благодаря этому, утверждает новый закон, поправки как раз и вступят в силу и будут считаться действующими. Закон как бы вводит неправовой порядок как единственно возможный вместо правового.

А что вы подразумевали под переворотом? Когда несколько танков, кряхтя и урча, как коровы на героине, вяло едут по городу, портя асфальт? Это смешная архаика. Переворот - это когда принимается закон о том, что право не существует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments