
...БЛАТ
Блат выдаёт себя за дружескую помощь, только он ведь помощь через воровство. Граница тонкая, но осязаемая. От духовенства же требуют не принимать пожертвований бандитов. Бандит у кого-то украл, жертвует Богу десятину - не бери! Друг тебе подарил сто рублей - отлично. Но если друг мафиозо? А если он Путин? Сколько у Путина из ста рублей честных копеек? Нуль! Или ноль. Блат есть милосердие не за свой счёт, вот в чём его опасность. К тебе вечером придёт друг-врач и посмотрит - отлично. Он же примет тебя в своё рабочее время без очереди и оплаты - хорошо, но не отлично, не отлично...
Блат в своей самой простой форме есть беззаконие. В России любят говорить о том, что "свирепость законов российских умеряется лишь их неукоснительным неисполнением". Однако, взятки берут - чему поражаются иностранцы - именно за исполнение законов. Даже исполнение дурных законов лучше неисполнения законов вообще.
На самом деле, суть несвободы в избирательном исполнении законов, в двойных стандартах. Блат есть одна из форм такой избирательности. Лекарство от кошмара, которое лечит одного за счёт других, не имеющих блата. Блат самозарождается во всех жёстких социальных конструкциях, построенных на патронатно-клиентелльных, клановых отношениях. В любой банде. Блат - своего рода социальный шунт, но жизнь продляет социальности очень малорадостной.
Блат оправдывает себя тем, что, если отказаться от блата, то неиспользованный фант просто сгниёт, не достанется никому. "Лучше в нас, чем в таз". Тактически это верно, но человек не создан жить тактически, человек есть обезьяна, дозревшая до стратегического поведения - и тут уже один блат: любить ближнего как Бог любит тебя.