«Почему ты пишешь не тем цветом? Почему молчишь? Отвечай!» Первоклассница, которая вчера рыдала весь вечер, от того, что кончилась паста в положенной ручке, а магазины уже закрыты, и купить негде, втягивает голову в плечи.
Малыш пишет контрольную работу. Он очень старается. Ошибка. Он её нашёл, аккуратно перечеркнул. Отступил нужное количество клеточек. Решил заново. Идеально. Четвёрка. Нечего тут! Пусть привыкает!
«Ну, что тут непонятного? Я же всё разжевала и в рот положила.» Всё равно, как врач спросил бы: «Ну, как это может болеть? У меня вот не болит же! И потом я же вас лечу-лечу, а у вас болит.»
Родители делают по ночам уроки, матерятся в душЕ, заискивают или хамят при личной встрече, параллельно боятся подорвать авторитет учителя в глазах ребёнка, ругают программу, ругают ребёнка за двойки – всё это ставит учителя в нелепое, ложное, почти безвыходное положение.
Восемь искушений учителя. Их, наверное, больше. Сейчас я - не совсем учитель. Только отчасти. Но я им была. По крайней мере, лет десять с полной нагрузкой до тридцати часов в неделю – как у всех. Я пишу, конечно, и про себя.( Свернуть )
Искушение 1. Ты - Бог.
Перед тобой тридцать маленьких людей. Они совсем не умеют писать (делать краткие условия, решать квадратные уравнения, брать производные). Им невдомёк, что ты уже двадцать (тридцать, сорок) лет только и делаешь, что пишешь краткие условия и кое-как этим владеешь. Они научатся этому за пару уроков и параллельно ещё тысяче вещей, которые уже давно прошли мимо тебя. Они уверены, что всё на свете ты делаешь так же хорошо, как пишешь краткую запись к задаче. Ты для них – Бог. Ты - Бог и для родителей, которые тоже совершенно не помнят, сколько клеточек надо отступать, не говоря уж о синусе двойного угла.
Я работала в школе. Преподавала математику. На прогулке подслушала: «На это дерево даже Вера Марковна (это я) не сможет залезть!» Вопрос от пятиклассника: «Вера Марковна, а кроме английского, латыни и греческого вы какие языки знаете?» (Увы! Только между нами - я плохо знаю даже английский!)
Искушение 2. Ты - Судья.
Ты ставишь оценки. Нет, дорогой, не дотягиваешь ты до троечки! Плохо! Удовлетворительно! А вот это посредственно! Нет, это никак не пять с минусом, это максимум четыре с плюсом! Забыл тетрадь? Два! Ну, в какой ещё профессии можно, глядя на человека, по праву снисходительно сказать – «плохо, два!»? Можно наградить и, наоборот, лишить награды.
Искушение 3. Ты - Властелин.
Пошла – умылась! Что за вид! Встали! Сели! Рот закрыли! Можно схватить тетрадь и разорвать в клочки. Поставить в угол. Выгнать вон. Отобрать телефон, игрушку, записку. Можно даже её прочесть. Потребовать писать только фиолетовой ручкой и только в зелёной тетради.
Искушение 4. Ты – садист.
Да, да. Есть и такое. Ещё как есть. Раньше, вообще, били розгой – даже самые стойкие становились садистами. Сначала находишь оправдание, а затем и удовольствие. Но и сейчас в твоих руках более слабое (по рангу) существо. У него плохая память, зрение, слух, дисграфия, дислексия, сдвиг, просто свои проблемы, просто ты плохо объясняешь, со всем этим нужно возиться, а, когда, и, главное, как – неизвестно. Можно наорать, назвать тупицей, он заплачет, и тебе уже полегчало, а дальше входишь во вкус.
Искушение 5. Ты – бизнесмен.
Перед тобой не только тридцать трепещущих юных отпрысков, но и шестьдесят не менее трепещущих родителей. У тебя очень мало денег, и ты подрабатываешь – например, ведешь платные занятия по йоге. Ты рассказываешь на собрании или где-нибудь, как здорово йога развивает детские способности, и вот у тебя уже тридцать клиентов. И ходить никуда не надо.
Искушение 6. Ты – не одинокий человек.
У тебя тридцать деток, которые могут с тобой поболтать, посплетничать, и даже за счёт урока будут делать это с большим удовольствием. Ты возишь детей загород в выходные и праздники, приглашаешь их в гости, родители вытирают слезу умиления, тебе есть, о ком заботиться, тебе всё меньше и меньше нравятся родители бедных деток, даже желательно их куда-нибудь деть, ведь, эти дети давно твои, и, не будь тебя, они давно пошли бы по плохой дороге.
Искушение 7. Ты – вымогатель.
Ты пашешь, как вол, как раб на галере. А тут эти родители - такие загорелые, все с Канарских островов, нечего тут комплексовать. Мне ноутбук нужен для работы. И сертификат в салон красоты. Не хуже их. А, главное, дарят, предлагают, слова говорят. И чего теперь – не брать что ли?
Искушение 8. Ты – гуру.
Ты – яркий человек. Харизматичный. Тридцать человек считают тебя гением. Они смотрят тебе в рот! Они счастливы твоим вниманием. Тебя цитируют. Твои рейтинги зашкаливают. Если ты уйдёшь, будет истерика. Массовое восстание. Попытки самоубийств. Ты меняешь программу – её писали идиоты. Ты отменяешь учебники. Ты даёшь детям что-то намного лучшее, чем какая-то пошлая информация. Ты даёшь им себя!
Если человек может устоять перед искушением, он – сильный. Если может долго, годами, всю жизнь, он, как и полагается – святой.
Если же нет, он - просто человек, и лучше ему не попадать в такие условия, где надо испытывать себя.
Не надо обожествлять учителей. Не надо их бояться. И не надо их искушать. Это просто тёти и дяди, тяжело работающие , такие же, как и мы все - глупые и умные, слабые и сильные и имеющие полное право такими быть.
(Вот ни фига себе! В 610. Учитель математики! Там в этой гимназии такая программа по математике... А ведь мы когда-то в одном классе учились. В 239. Я эту учительницу хорошо помню. Хуже Веры по математике...это почти нереально было, только я кажется и учился еще хуже из всего класса. А теперь учительница, оказывается. Я то репетитор по математике только, как раз, на последнем занятии сказал ученику, что учить сразу несколько детей, как в школе, я бы не смог. Максимум трое. Хотя лучше, конечно, когда один-два. Трое учеников - уже учительское жульничество маленькое, - прим. ред.)