Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Categories:

Повесил в "Фэйсбуке" священник Яков Кротов

СУДЬБА ТРЁХ ПЕДАГОГОВ

В США и в России одновременно начались педагогические эксперименты по работе с «трудными подростками». В 1917 году ирландский священник Эдвард Фланеган создал под Омахой (Небраска) «Город Маленьких Мужчин», в 1920 году Антон Макаренко в Украине и Михаил Мелехов в Подмосковье создали колонии-коммуны для малолетних преступников.



Поток детей-беспризорников в США во многом объяснялся тем, что рабочим платили гроши, им не на что было содержать семью.

Все трое педагогов отвергали общепринятую концепцию мести: подростки должны быть наказаны и перевоспитаны. Все трое исповедовали идею не ломки через колено, а преображения через предоставление свободы, самостоятельности. «Я не верю, что ребенка можно улучшить замками и решёткой, что страх может облагородить характер», - писал Фланаган,

Акцент делался на самоуправление и самодисциплину. У Фланегана не было той игры в армию, которая была у Макаренко (и за которую Макаренко в 1920-е годы критиковали коллеги). Но главное, видимо, в контексте. У Фланегана не было чутких руководителей из тайной политической полиции и не было щедрых от них пожертвований. Не было и постоянной угрозы перевода из «города» в обычное исправительное заведение. В его приют дети приходили сами. Не было и постоянной pokazuha'и, создания резких перепадов между воспитанниками, приводившей к своеобразной "стахановщине".

Судьба экспериментов различна.

Мелехова подчинили чекисту Погребинскому, подручному Ягоды, и после расстрела Ягоды Погребинский застрелился, 400 воспитанников были арестованы и расстреляны на бывшей даче Ягоды в Бутово, там их останки по сей день свалены в кучу с десятками тысяч других жертв.

Макаренко подчинили чекистам; он ушёл из колонии, когда там ввели полный рабочий день в ущерб учёбе, устроился в Киеве, а когда нескольких его друзей в феврале 1937 года расстреляли, перебрался в Москву и тут прожил ещё два года в качестве писателя.

Фланеган умер в 1948 году. Его проект расширился, сейчас он насчитывает девять центров. В 2012 году епископ провозгласил Фланегана слугой Божьим и начал процесс его причисления к святым.

В России прославился фильм «Путёвка в жизнь» - 1931 год, основан на истории колонии Мелехова, однако главным героем стал чекист Погребинский.

В Америке в 1938 году прославился фильм «Город Мальчиков», где даже появился эпизодически сам Фланеган. Спенсер Трейси, сыгравший главную роль, получил Оскара.

Николай Экк, снявший «Путёвку в жизнь», сам получил волчий билет. В 1941 году ему запретили снимать. Остракизм был таким, что Михаил Жаров, игравший в «Путёвке», писал в своих мемуарах: «Экк оказался жертвой ужасного произвола — его арестовали и сослали». Нет, не арестовали. Но в смысле произвола - да. Всего он снял 3 фильма.

В Америке в 1940 году сняли продолжение "Города Мальчиков". Режиссёр Норман Таурог (сын евреев из России), снял 150 фильмов.

Когда Фланаган приехал в родную Ирландию, его встретили в штыки и заставили быстро уехать. Тамошние римо-католики были государственной религией и вели себя соответственно, за что расплачиваться Церкви пришлось в 1980-е годы, когда вскрылись зверства, творившиеся в «исправительных» католических приютах. Ирландскую систему «исправления детей» Фланаган назвал «позором для христианской страны».

За всю историю Города Мальчиков было лишь одно дело по совращению малолетних: в 2015 году дали 5 лет условно 32-летней учительнице за секс с 17-летним воспитанником.

Фланеган начал с 90 долларов, на которые он арендовал сперва небольшое помещение, а потом пустовавший «дом американо-немецкой дружбы», по некоторым причинам в декабре 1917 года пустовавший. Дети приходили и сами - беспризорникам нужна была крыша над головой и еда. За первые 4 года через приют прошло более 1300 человек. Многих усыновляли, кто-то жил годами, кто-то вырастал. В 1921 году «Город» расширился - была куплена заброшенная ферма в 160 акров. Пожертвования в основном были от жителей Небраски. Здесь были свои церкви (и синагога), почта, школа, самоуправление не игрушечное.

С 1976 года приют стал принимать и девочек (соответственно, изменилось название).

К сожалению, не работает сайт приюта. Не случилось ли что? И только в платном доступе статья, которую хочется почитать: Lunetta V.N. A Comparative Study: The Gorky Youth Colony and Boys Town // Educational Theory. 1961. Vol. 11. № 2. P. 93–98.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments