— Достоевский был в наименьшей степени изобразителем, а в наибольшей — психологом; с годами он явно совершенствовался как полемист и деградировал как художник, и если в «Братьях Карамазовых» все же ощущается местами громадный художественный талант, то там же с наибольшей наглядностью проявилась черта, подмеченная еще Белинским: катастрофическое неумение этим талантом распорядиться.
— Гениальным психологом он был провозглашен за то, что вдумчиво и уважительно изображал самые темные — а стало быть, самые доступные изображению, яркие, резкие, эффектные — движения человеческой души: все звериное в ней, все, что диктуется завистью и невежеством, похотью и подлым расчетом. Подонки любят, когда о них пишут. Им кажется, что в душе у них бездны! — тогда как в душе у них помойка, заурядная, как банька с пауками.
Дмитрий Быков , «Дилетант», №1, январь 2015 года
#деньДостоевского
— Нельзя применять к мистическому роману «Братья Карамазовы» эстетические критерии.
— «Братья Карамазовы» - это роман-наваждение. Где действую не герои, а самые навязчивые авторские фантомы, с которыми он никак не может разобраться.
— У Толстого кто счастлив, тот и прав, а у Достоевского кто несчастлив – тот и прав. Но тот, кто думает не прав у обоих...
(Насколько я помню, Алеша и Зосима, скорее оба правы и оба, если и не счастливы, то более или менее довольны жизнью, хотя скорее даже и счастливы, а что такое "эстетические критерии" я сейчас пойду у Яндекса спрашивать, помню только, что в юности не оторваться и перечитываешь по двадцать раз, - прим. ред.)