Что такое «норма» человека, чем она отличается от «нормы» животного? Почему вопрос о праве так важен, что делит мир на «нормальную» и «ненормальные» части?
Общение - мощный дестабилизирующий фактор. Норма для животного - энтропия, умирание. Смерть и есть стабильность, а жизнь - кратковременное нарушение стабильности.
Общение начинается там, где начинается жизнь не как животная стабильность, а как человеческая «езда в незнаемое».
В этой ситуации «право», «закон», способность договариваться о чём-то - это замечательное средство ввести элемент стабильности в общение, в человеческое сообщество. Ввести как элемент, не как суть. Как педаль тормоза, не отменяющая педали газа и главного - способности двигаться. Идея права в том, чтобы ввести коммуникацию в некие рамки, позволяющие не погибнуть молниеносно. Договор о разговоре. Постановляем: ты говоришь, а я тебя не убиваю. Хотя очень хочется и должен.
Почему Ленин - чудовище? Потому что он убил право, убил принципиально. Он изначально организовывал нечто зоологическое, стаю, где он был вожаком сотаи. Никакие договоренности в стае невозможны - есть лишь подчинение вожаку. Я говорю, ты исполняешь - либо я тебя убиваю. Никакие договоренности не действут либо они фиктивны. Действует лишь сила.
В каком-то виде договоренности существуют даже в таких звериных сообществах как Россия, Северная Корея, Китай. Тем не менее, огромная часть человечества повержена в скотское состояние. Скотина, которая внешне неотличима от человека, которая производит всё на свете, выпускает акции, рассматривает Мону Лизу. Купить их тапочки или компьютер - в принципе, безопасно. Хотя если и начинка для компьютера китайская или русская, - уже возникает большой риск стать жертвой стаи. А уж покупать акции, приезжать жить с уверенностью, что люди всюду люди, всюду более или менее соблюдают договоренности, - это большая ошибка. Это игра со смертью.
Разумеется, внутри таких сообществ полно нормальных людей, а стопроцентных расчеловеков не существует, видимо, вообще. Ленин обращался с женщинами брутально и манипулятивно, словно Трамп, но всё же что-то человеческое в нём было, хочется верить. Внутри «нормальных» человеческих сообществ, где право - не фикция, полно расчеловечивающихся людей, альфа-самцов, бета-самцов, да и быть самкой не гарантирует само по себе человечности. Тем не менее, качественная разница существует, и она вполне совпадает с государственными границами, потому что сами понятия «государства» и «границ» - из права, из человеческого. Защита границ часто есть защита человеческого от стайного, от мира, где особи делятся на «альфа» и «бета», и никакое право не поможет. Конечно, сама идея государств с границами есть идея вполне звериная, зоологическая, и защита границ есть часто вполне волчье явление, как нарушение границ может быть явлением шакальим, волчьим и т.п. Всё подлежит обсуждению, анализу, разговору - но разговору настоящему, с учётом права, а не циническому или наивному.