— Мастер - это образ художника, нарисованный так, чтобы Сталину он был понятен и приятен. И послание «Мастера и Маргариты» совершенно очевидно: мы понимаем, что ты - зло, и сам ты не можешь не понимать, что ты – зло; ты пришел как суд, который мы заслужили.
— Советская власть не обладала развитым головным мозгом, но со спинным у нее все было в порядке, на уровне инстинктов она прекрасно все чувствовала. Советская власть знала, где советский роман, а где антисоветский. «Мастер и Маргарита» - советский роман, хороший советский роман. Он мог и должен был появиться в печати.
— «Мастер и Маргарита» - самая популярная книга Булгакова, именно потому, что это самая слабая его книга. Сложный, умный, глубочайший роман о русской революции «Белая гвардия» был известен читателям на две трети. Пьеса, поставленная по этому роману, гораздо слабее романа, но и она лучшая у Булгакова. Тем не менее, пьеса эта была доступна немногим счастливцам, она была разрешена в единственном театре, известность ее была очень клановой и очень элитарной, большинство о ней попросту не знало.
— «Мастер и Маргарита» - мощный краеугольный камень в том здании тотального оправдания зла, которое выстраивала советская литература. Выстраивала на хороших исторических основаниях, с хорошей литературной традицией. Посмотрите, мы и сейчас ведь верим в то, что зло может быть хорошо и полезно. Булгаков-то верит в это просто свято, это для него естественная вещь.
— В романе есть фраза: «Никогда ничего не просите у того, кто сильнее вас: придут и сами все дадут». Но думаю, что Булгаков рано или поздно дописал бы: «Но и тогда не берите».
— Как замечательно сказала Новелла Матвеева в своих набросках о «Мастере и Маргарите»: «Не стоило вызывать сатану, чтобы наказать несколько малозначительных взяточников». И это довольно точная интерпретация сюжета романа. Она же добавила: «Никак не пойму, почему я должна назвать святой женщину, летающую на метле».
— Нет той власти, которая могла бы решить экзистенциальные проблемы. Нет того зла, которое могло бы превратиться в добро, нет того Воланда и того Пилата, которые могли бы спасти Мастера.
— Право победителя не есть право. Мы победители в войне потому, что были лучше во всех отношениях. А вовсе не потому, что силой оружия или массой тел сумели завалить путь для этого монстра. Вот то, что никакого победителя, кроме победителя нравственного, быть не может, - это мысль, которой нет в булгаковском романе. Но думаю, что эта мысль появилась бы, доведи Булгаков работу над романом до конца.
— «Мастер и Маргарита» - это роман о побеждающей все советской пошлости: о пошлости зла, о пошлости богемы, о пошлости всякого рода оправданий и всякого рода этических двусмысленностей. Но ничего, кроме пошлости, в этой книге, к сожалению, нет, хотя есть при этом высочайшие образцы литературного стиля, который парит над этим страшным морем терроризированной России, иногда взмывает в невероятную глубину.
Из лекции Дмитрия Быкова в лектории «Прямая речь» - «Воланд вчера, сегодня, завтра»
Сегодня день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова