Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Category:

Повесил в "Фэйсбуке" Дмитрий Львович Быков

— Кто-то полагает, что Булгаков писал «Мастера и Маргариту» для Сталина. Я бы несколько расширил понятие адресата. Думаю, что он писал его и для Елены Сергеевны тоже.

— Мастер - это образ художника, нарисованный так, чтобы Сталину он был понятен и приятен. И послание «Мастера и Маргариты» совершенно очевидно: мы понимаем, что ты - зло, и сам ты не можешь не понимать, что ты – зло; ты пришел как суд, который мы заслужили.

— Советская власть не обладала развитым головным мозгом, но со спинным у нее все было в порядке, на уровне инстинктов она прекрасно все чувствовала. Советская власть знала, где советский роман, а где антисоветский. «Мастер и Маргарита» - советский роман, хороший советский роман. Он мог и должен был появиться в печати.

— «Мастер и Маргарита» - самая популярная книга Булгакова, именно потому, что это самая слабая его книга. Сложный, умный, глубочайший роман о русской революции «Белая гвардия» был известен читателям на две трети. Пьеса, поставленная по этому роману, гораздо слабее романа, но и она лучшая у Булгакова. Тем не менее, пьеса эта была доступна немногим счастливцам, она была разрешена в единственном театре, известность ее была очень клановой и очень элитарной, большинство о ней попросту не знало.

— «Мастер и Маргарита» - мощный краеугольный камень в том здании тотального оправдания зла, которое выстраивала советская литература. Выстраивала на хороших исторических основаниях, с хорошей литературной традицией. Посмотрите, мы и сейчас ведь верим в то, что зло может быть хорошо и полезно. Булгаков-то верит в это просто свято, это для него естественная вещь.

— В романе есть фраза: «Никогда ничего не просите у того, кто сильнее вас: придут и сами все дадут». Но думаю, что Булгаков рано или поздно дописал бы: «Но и тогда не берите».

— Как замечательно сказала Новелла Матвеева в своих набросках о «Мастере и Маргарите»: «Не стоило вызывать сатану, чтобы наказать несколько малозначительных взяточников». И это довольно точная интерпретация сюжета романа. Она же добавила: «Никак не пойму, почему я должна назвать святой женщину, летающую на метле».

— Нет той власти, которая могла бы решить экзистенциальные проблемы. Нет того зла, которое могло бы превратиться в добро, нет того Воланда и того Пилата, которые могли бы спасти Мастера.

— Право победителя не есть право. Мы победители в войне потому, что были лучше во всех отношениях. А вовсе не потому, что силой оружия или массой тел сумели завалить путь для этого монстра. Вот то, что никакого победителя, кроме победителя нравственного, быть не может, - это мысль, которой нет в булгаковском романе. Но думаю, что эта мысль появилась бы, доведи Булгаков работу над романом до конца.

— «Мастер и Маргарита» - это роман о побеждающей все советской пошлости: о пошлости зла, о пошлости богемы, о пошлости всякого рода оправданий и всякого рода этических двусмысленностей. Но ничего, кроме пошлости, в этой книге, к сожалению, нет, хотя есть при этом высочайшие образцы литературного стиля, который парит над этим страшным морем терроризированной России, иногда взмывает в невероятную глубину.

Из лекции Дмитрия Быкова в лектории «Прямая речь» - «Воланд вчера, сегодня, завтра»

Сегодня день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments