Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Categories:

Повесил в "Фэйсбуке" священник Яков Кротов

ЛЮБОВЬ К ВРАГУ: 1946 ГОД, БЕРДЯЕВ

Всех с 8 мая, с единственным настоящим праздником - праздником окончания Второй Мировой войны. "День победы" - омерзительное номенклатурно-милитаристское вранье.

В этот день слово Николаю Бердяеву - 1946 год. Это выборка из его статьи, сам порядок отрывков не тот, что у Бердяева. Важно понимать, что в 1946 году и "нацисты", и "коммунисты", и "капиталисты" были едины в принятии насилия как единственного средства защиты человечества от зла. После этого развернулось движение за мир, которое лишь в капиталистическом мире было искренним и вызывало к себе ненависть элит. Сегодня кажется, что движение за мир ослабло. Но, если организованные формы этого движения и ослабели, то выросло сознание недопустимости войны, гнусности войны, выросло как аксиома для множества людей, хотя, конечно, не для всех.

Современный милитаризм подчёркивает, как и встарь, первенство разнообразных внешних угроз, но движения, выступающие за права человека переносят акцент с внешних угроз, часто просто мнимых, на угрозы настоящие, на необходимость преодоления тех необъявленных войн, которые ведутся внутри каждой страны, каждого общества.

БЕРДЯЕВ:

Мировая война со своими невыразимыми ужасами обнаружила моральный кризис человечества, который был уже до войны и сделал ее возможной. Мораль христианская давно уже очень понизилась. Христиане обнаруживали меньшую способность к жертве, чем революционеры, особенно русские реолюционеры XIX века.

Война была также большим испытанием и для марксистской доктрины, ибо она означала не только отсутствие общечеловеческого морального единства, но и единства классового. Пролетариат германский и пролетариат русский убивали друг друга и никакого единства классовой пролетарекой морали не обнаружили. Так же убивают друг друга христиане разных стран.

Жизнь безмерно сложнее всяких доктрин, и в ней огромную роль играют иррациональные стихии. Происходит столкновение не двух разных моралей, как предполагает марксистская доктрина, но и отпадение от всякой морали, взрыв в человеке того нечеловеческого, еще первобытно-звериного, что хранилось в глубине подсознательного. Достаточно вспомнить о германских концентрационных лагерях.

Человечность христианская и гуманистическая не прошла еще достаточно глубоко в человеческую природу и охватила лишь сравнительно небольшую часть человечества. И в истории мы видим не только процесс гуманизации, но и процесс дегуманизации. Оптимистические теории необходимого и непрерывного прогресса не выдерживают критики. Человеческая свобода порождает не только все ценное в человеческой жизни, она может порождать и обратное, дурное и ужасное.

* * *

Разделение на два мира, на мир света и мир тьмы, прежде всего существует и внутри каждого человека, враг есть и внутри каждого из нас. И это внутреннее разделение и раздор проецируется вовне, в объектный мир.

Это совсем не значит, что моральная проблема есть лишь проблема индивидуальная, она также есть проблема социальная, внутренне социальная. Индивидуальный и социальный моральный акт неотделимы один от другого. Неотделимы покаяние в грехе индивидуальном и покаяние в грехе социальном.

Внешняя социальная борьба против зла необходима и неотвратима, но аморальное и бесчеловечное отношение к врагу, который начинает представляться значительной частью человечества, есть порождение иллюзии сознания, которое не видит вражеских сил и внутри себя.

Просветление и углубление сознания должны привести к большей человечности и к более углубленной и более универсальной морали, которая имеет религиозную вкорененность. Мы стоим перед вечным вопросом, поставленным еще в «Антигоне» Софокла, в словах Каиафы, что лучше одному человеку погибнуть, чтобы не подвергнуть опасности весь народ, в вопрошении Ив. Карамазова о том, можно ли основать миротворение на слезинке невинного ребенка, можно ли на пытках людей основать совершенный социальный строй.

Несправедливо относить этот вопрос специально к коммунистам. Он ставится также перед всеми власть имеющими, перед создателями и защитниками всех государств и империй. Вопрос тут лишь в степени допустимости насилий, так как мир этот держится насилием. Христианское сознание может принять социальную систему коммунизма и должно признать, что капиталистический строй держится скрытым насилием. Но христианское сознание не может допустить отнесения какого-либо человека исключительно к царству диавола и отрицания в нем образа Божьего. Это относится ко всем борющимся в мире сторонам.

* * *

Христианство провозгласило, что люди — братья по Единому Отцу, что каждый человек, независимо от национальности и социального класса, несет в себе образ Божий. Самая радикальная моральная революция заключалась в заповеди любви к врагам. Это был прорыв через магический круг ненависти и мести.

Любовь к друзьям естественна, к ней нечего призывать. Но любовь к врагам уже сверхъестественна, она противоречит естественным инстинктам человека, который и на вершине цивилизации не вполне еще вышел из звериного состояния. Это особенно сказывается в международных отношениях.

Но было бы неверно и противоречило бы истории сказать, что универсальный, общечеловеческий характер христианской морали соблюдался в истории христианства. Увы! Деление человечества на две части, ненависть к врагу вошло и внутрь христианства. Отношение христиан к неверным, к не христианам, особенно отношение к еретикам и схизматикам3 внутри христианства, было проникнуто враждой и даже ненавистью, вызывало преследования. Но подземная работа христианства породила новую форму общечеловеческой морали — мораль гуманистическую. Она была эмоциональной подпочвой социалистических учений XIX века.

Универсальный общечеловеческий характер морали философски был выражен Кантом в учении о человеке как самоцели. Ни одного человека нельзя рассматривать как средство. Таков вечный принцип. Важно, что враг тоже человек, и в отношении к врагу национальному, классовому, идеологическому тоже не все дозволено.
Subscribe

  • Повесила у себя газетару

    ...В Санкт-Петербурге явку подсчитали на уровне 34,76%. Предварительно, побеждает действующий глава Александр Беглов. Официально итоги всех выборов…

  • Повесила у себя газетару

    Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан сообщил, что продолжает работу над миротворческой миссией по недопущению эскалации и урегулированию конфликта на…

  • Повесил в "Фэйсбуке" "Воздух над Берлином"

    После земельных выборов в Тюрингии и Саксонии, AfD по-прежнему лидирует в Бранденбурге. SPD, которая занимает второе место, не смогла значительно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments