Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Category:

Повесил в "Фэйсбуке" священник Яков Кротов

БУМАЖКИ И БУКАШКИ

Спросили меня, как можно считать раввином человека без соответствующего документа. Я навскидку предположил, что документы такие появились только в ранний модерн, в XVI веке. Проверил (по английской википедии, в русской текст раз в 10 короче) - в XV-м.

Логика догадки была проста: аккредитация, письменный диплом и сертификация - это порождение нового витка информационного развития, где человек свободнее перемещается между различными сообществами и нуждается в дополнительных, перемещаемых же маркёрах, подтверждающих его статус, он уже не "где родился, там и пригодился", не проводит всю жизнь в одном патриархальном кругу, который не нуждается в документах, потому что все известны всем с рождения.

С другой стороны, это именно сообщества патриархального типа - то есть, основанные на авторитете внешнем, где личный выбор имеет очень маленькое значение. Прокрустовы социумы. В будущем, конечно, такого рода сертификаты в религиозной сфере обречены на исчезновение - как нет дипломов миллионеров или удостоверений писателей (в нормальных социумах).

Дипломы у раввинов появились в XV веке, они копировали "христианскую" практику тогдашней Европы, где образование стало обязательным условием для многих профессий. Первоначально вызвало соответствующую негативную реакцию как "хакат ха гой" - "обычай языческий", да и именовались тогда счастливчики с дипломами "мори" ("учителя"). Но деться было некуда, потому что на этой стадии главная функция раввина была судебная - жили ведь евреи по "своему" особому праву, как и все другие группы. У каждого свой шариат. С XIX века, когда эмансипация уничтожила отдельное правовое пространство для религий, главной функцией раввинов стала проповедническая и просветительская.

Сегодня "морэ" обозначает светского учителя, "рав" - духовного руководителя, "раввин" - государственного религиозного администратора. Утверждение, что раввин или рав не могут быть посредником между человеком и Богом, повторяющие апостола Павла (один посредник - Сын Божий) - это разговоры в пользу бедных. Конечно, у многих раввинов именно такая функция, и я не уверен, что это плохо. Что уж говорить о культе личности одного раввина, портретами которого обвешан весь Израиль, но, поскольку это идолопоклонство своих, нужных для демографического баланса фанатиков, то никто и не возмущается.

Означает это простую вещь: кого считать раввином - дело совести. Первая женщина раввин получила удостоверение-диплом от своего учителя, и это было совершенно нормально в парадигме немецкой иудаистской культуры. Все разговоры о том, что раввин это лишь такой-то и такой, с теми-то и теми документами - это описание сложившейся с XV века практики, не более и не менее. Сложившаяся практика может и разложиться, и пересложиться. Главное - и в наши дни раввины имеют некоторую власть. В разных кластерах - разную, но имеют. А не должны иметь. Как и священники не должны иметь никакой власти. Если сейчас феминистки от иудаизма борются за право быть раввинами или молиться у Стены Плача, то придёт время, когда будут поражаться тому, что раввины имели какие-то особые права или евреи молились перед остатками тоталитарной архитектуры Ирода Великого. Как уже сейчас в христианстве одни феминистки ещё борются за право быть священниками и епископами, а другие уже поражаются, как можно быть священниками и епископами с какими-то особыми властными полномочиями. Одни рвутся получить "религиозную формацию", другие поражаются, как может быть "религиозная формация". И последние угоднее Богу, чем первые.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments