Ключевский не был атеистом, скорее всего. В том и беда, и счастье, что между верой и неверией, как сказал Чехов, огромное пространство, и можно незаметно перейти от веры к неверию. Вот обратный путь куда менее вероятен.
Важно, однако, что Ключевский был поистине святым человеком. Эталон интеллигента. Его "Курс" давно уже устарел, а его облик - нет. Человек чести - настоящей чести, не военной. Оскорблённый преподавателем, Ключевский не протестует, но покидает семинарию, лишая себя возможности идти в духовную академию, чего он очень хотел и куда был бы принят без проблем.
Спустя полвека, Ключевский, самый знаменитый из профессоров Московской Духовной Академии, её душа, уйдёт из неё. По идейным соображениям - мог бы и остаться. Но он в первый раз в жизни вышел из себя - его оскорбило поведение ректора академии, который в письме к студентам не просто сослался на частный разговор с Ключевский, а приписал Ключевскому слова, которых тот не говорил. Ключевский накричал на епископа, который трусливо отбрёхивался - мол, частное дело. "Частное дело у Вас в кабинете, а тут - Академия!" Впрочем, Ключевский и в этой ситуации ушёл не сам - ректор его уволил. 1905 год, что делать!
На закате жизни Ключевский - прославленный профессор, загруженный донельзя - после заседания учёного совета, где обсуждалась и судьба какого-то студента - едет, голодный, на кулички к этому студенту сообщить о благоприятном решении. Сам студент под дверью учёного совета не маялся, настроился потерпеть - а Ключевский спешил порадовать человека.
Но самое светлое - воспоминания сестры о Ключевском. Кстати, Ключевский "поставил на крыло" семерых детей одной сестры и двух - второй. Фамилии у всех были разные, потому что это первое поколение, которым давали фамилии, при поступлении в учёбу, и иногда у двух братьев были разные фамилии - в школу поступали в разные годы. Ключевский - от деревни "Ключи", а его дядя-священник - Европейцов, словно из скверной пиесы XVIII века. Дядя восхищался племянником-сиротой, помогал всячески, стал называть на "Вы" со старших классов (Ключевский был предметом восхищения всех соучеников и почти всех преподавателей, понимавших, что имеют дело с исключительным человеком).
Ключевский уезжает в Москву. Дядя, отложивший деньги ему в помощь, стесняется эти деньги предложить, оскорбить юношу помощью, как будто ставя под сомнение его способность заработать самостоятельно. Ключевский стесняется просить. Наконец, дядя спрашивает в последний момент: "На что же ты рассчитываешь, без денег отправляясь в Москву?" - "На Бога и на Вашу доброту!" - отвечает Ключевский. Дядя плачет, Ключевский плачет, все рыдают, и дядя протягивает ему конверт. Но это не вся история! Дядя деликатен до того, что даёт не все деньги. Он ещё даёт Ключевскому молитвенник с пожеланием в трудные минуты жизни в него заглядывать. Кажется, один детективный рассказ построен на том, что набожный дядя завещает племяннику Библию, в которую вкладывает деньги, а тот ещё выкидывает вместе с деньгами. Ключевский же очень скоро молитвенник раскрыл и обнаружил там ещё одну крупную ассигнацию.
Вот - интеллигентность, вот - боязнь обидеть человека неверием в его силы, страстное стремление помочь человеку, застенчивость, щепетильность, честь и честность, стоящие выше любых других соображений.