Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Categories:

Повесил в "Фэйсбуке" священник Яков Кротов

ПРОТО-ЧЕКА

Ключевский: "Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу". Эта фраза из речи о Соловьёве кочует по сборникам афоризмов без контекста. За ней, однако, идёт фраза намного более интересная, с ехидной бранью в адрес чекистов. Какие чекисты в 1904 году? Ну, прото-чекисты. Ленин же не создал нового ничего, Ленин - самогонный аппарат, превративший самодержавие в тоталитаризм. Исходный материал до Ленина весь был.

Ключевский ехиден вынужденно, цензура же. Он посмел вступиться за тех, кто критиковал "противозаконные, но обычные околичности". Ключевое слово - "противозаконные".

И что делали с теми, кто вытаскивал "противозаконные, но обычное" за ушко на солнышко люди "консервативной пугливости"? "Испуганно обращались по принадлежности". Какая "принадлежность"? Что за "принадлежность"? А в чеку - в тайную политическую полицию, которую из-за цензуры Ключевский не мог назвать прямо.

И что делала прото-чека? Предотвращала опасность "соответственным испугу градусом восточной долготы".

Роскошное обозначение каторги и ссылки, Макар отдыхает. Надо заметить, что речь памяти Соловьёва хорошо известна, но это место почти целиком взято из более ранней лекции Ключевского "Русская историография 1861-1893 гг." В этой лекции есть мысль, в речь не попавшая, а мысль важная:

"Отвращение к труду, воспитанное крепостным правом в дворянстве и крестьянстве, надобно поставить в ряду важнейших факторов нашей новейшей истории".

"Отвращение к труду"! Сатанинская проницательность. Отвращение только к подневольному труду? Конечно, но раз выработанное, это отвращение переносится на любой труд и уже не может быть превращено в энтузиазм. Нельзя избирательно кастрировать душу.

В этом объяснение феномена 1917-1920-х годов, он же феномен 1990-х годов, когда полученная свобода была использована не для труда, а для хищничества. Конечно, взрослые люди - сами виноваты, но виноваты и те взрослые люди, кто искалечил целую страну, приняв на себя власть неволить. К тому же свобода - как после 1861 года, так и после 1917 года, и после 1991 года - была лицемерная, неполная, крошкой со стола, а за столом по-прежнему пировала "элита".

При этом Ключевский оставался внутри парадигмы "безопасности". В этом кошмар. Как и Соловьёв, он был твёрдый "государственник". Пётр для него оставался великим. Но Пётр был Первый Сталин и ещё немножечко Горбачёв. Дешёвка, имитация, демагогия. Дозированное прокапывание европейскостью и безграничный милитаризм. Ключевский целиком в парадигме "мы жили спокойно на Дунае, но немцы нас выгнали, и с тех пор мы защищаем свою безопасность от всех вокруг". Только государство может обезопасить человека. Что именно эта аксиома порождает так ненавистное ему самодурство и рабство, он не сознавал.
Subscribe

  • Повесил в "Фэйсбуке" Георгий Урушадзе

    В апреле в Петербурге меня будут судить. За недонесение на себя как на иноагента. Уведомлений мне не поступало, спасибо журналистам, мониторящим…

  • Повесил в "Фэйсбуке" Кирилл Рогов

    Хрупка Свобода. Анти-Трамп Прежде всего - слова поддержки тем, кто работал в медиакоропрациях, закрытых Трампом. Что знаю точно, что - русская…

  • ...да ранняя...

    Под впечатлением до сих пор. Нуууууууууууу... Теннисом я и сам лет до двенадцати занимался. Мал-мало понимаю. Тренер Мирры Андреевой Кончита…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments