
Сегодня Адул Сам-он – один из 400 тысяч апатридов, живущих в Таиланде. У него есть удостоверение личности, но тайского гражданства нет. Как и другие апатриды, он имеет право на образование и доступ к медобслуживанию – поэтому и учится в тайской школе. Но у апатридов нет права избирать и быть избранными, они не могут свободно трудоустроиться, а чтобы выехать за пределы местности своего проживания, они должны получить разрешение властей.
Оказалось, что из 12 детей Адул Сам-он – единственный, кто смог общаться по-английски с британскими дайверами, которые первыми смогли попасть в полузатопленную пещеру. Кроме английского, он знает тайский, китайский и бирманский языки, а также говорит на языке своей народности ва. Друзья описывают его как всесторонне одаренного парня. Он играет на трех музыкальных инструментах, выигрывал призы сразу по нескольким видам спорта от волейбола до футзала, и является лучшим учеником класса. Директор школы называет его «жемучжиной», а сам он как-то сказал другу: «Моя жизнь – футбол».
Именно Адул Сам-он, когда увидел в пещере спасателей, спросил у них по-английски: «Какой сегодня день?», сказал, что ребята очень хотят есть, а затем переводил группе слова спасателей. На другом видео он говорит уже по-тайски: «Я Адул, у меня все в порядке» - и прибавляет к этому уважительный жест «вай» (ладони, сведенные вместе лодочкой), который принят при вежливом общении. Его учителя говорят, что он всегда общается с ними подобным почтительным образом, и отличается воспитанностью.
Тайские власти сегодня, когда спасательная операция окончена, уже не рады тому вниманию, которое она привлекла во всем мире. Западные СМИ тут же установили, что у трех ребят (в том числе у Адула) и их тренера, 25-летнего Экапола Чантавонга, нет тайского гражданства, и сейчас увлеченно пишут об этом. При этом у Экапола нет даже удостоверения личности – то есть, его могут депортировать из Таиланда в любой момент, только непонятно, куда именно. Про него некоторые газеты пишут, что он тоже из Мьянмы, другие – что из пограничной с Мьянмой тайской территории, где граница настолько «дырявая», что непонятно, кто в каком государстве живет, а поэтому тамошние местные жители часто вообще не имеют никаких документов. Многие из этих людей имеют право на гражданство, но из-за незнания юридических процедур и из-за коррупции властей не решаются начинать процесс его получения.
Как итог всего этого, правозащитники начали составлять петиции правительству Таиланда с просьбой предоставить всем спасенным гражданство. Однако, вопрос этот не такой простой, как кажется, потому что тогда остальные 400 тысяч апатридов будут интересоваться у властей, чем они хуже, и не следует ли им тоже для получения гражданства пару недель посидеть в затопленной пещере.
Дискуссии еще более оживились, когда губернатор провинции и руководитель спасательных работ Наронгсак Осатанакорн заявил журналистам: «Я считаю, что они вырастут и станут великими гражданами Таиланда». Как оказалось, губернатор не знал, что не у всех ребят есть гражданство, но многие восприняли его слова как официальное обещание выдать всем паспорта.
http://www.dailymail.co.uk/news/article-5944673/Thai-cave-boy-hero-14-helped-rescuers-command-English.html