Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Categories:

Поделилась в "Фэйсбуке" Катя Молоствова

Михаил Шрайбман
17 ч.
Диссиденты и либералы

Старые диссиденты или просто люди с критическим (по отношению к власти) мышлением, сформировавшиеся во времена СССР, были (с 60х гг) либо либералами, либо монархистами-православными. Все, что связано с СССР, их раздражало, включая рассказы (содержащие грубые искажения и вранье) СССРовской исторической науки о русской революции, народниках и народовольцах, сельских, интеллигентских и профессиональных дореволюционных движениях, Советах и партиях. Все в ужасе отвергалось и отбрасывалось, вся русская освободительная традиция.

Наряду с омерзительными (что правда, то правда) системой СССР и ленинизмом, они отбрасывали и народнический социализм Герцена и антиавторитарный социализм Бакунина, левых эсеров, махновщины и Кронштадта, и социал-демократический умеренный государственный социализм меньшевиков, весь старый революционный опыт: от мученичества первых участников хождения в народ до Старобуянской крестьянской республики 1905 г, поднявшейся против царизма за общину и сельское самоуправление. Почему бы им были интересны эта республика или западно-сибирское восстание против большевиков в 1921 г (выступавшее за "чистую Советскую власть", т.е. за власть выборных сельских и городских Советов, вместо партийной диктатуры большевиков) если они (диссиденты) в принципе ненавидели революционных крестьян и рабочих, социалиcтические идеи в любом виде?

Свой рай диссиденты находили либо в либеральных странах, либо в православно-монархической России. Работников фабрик и заводов они считали "тупым быдлом". Они требовали свободы слова (сама по себе вещь весьма достойная) и соблюдения прав человека, не осознавая, что в обществе, где слово не влияет на политические и экономические процессы, такая свобода для большинства людей почти бесполезна.

Для того, чтобы свобода слова обрела смысл в глазах большинства, слово должно влиять на реальные общественные процессы. Общество должно стать ковким, пластичным, отзывающимся на словом, оно должно стать "логократией", как это было в древнегреческих полисах согласно определению историка И.Сурикова. Общество, в котором свобода слова и в самом деле имеет значение, основано на принципах прямой трудовой демократии - регулярных собраниях коллективов с правом решающего голоса, с выборными от трудовых и территориальных коллективов Советами делегатов (таких делегатов можно заменить в любой момент по решению собрания, если что-то не устраивает в их работе). В таком и только в таком обществе люди меняют собственную жизнь благодаря слову, к которому они прислушиваются и согласно которому они поступают: для того, чтобы они стали что-то менять, их нужно в этом сначала убедить.

Но все мировоззрение диссидентов и либеральных критиков режима не имело ничего общего с Рабочими Советами Будапешта 1956 г или с Советом (ВРК) Кронштадта 1921 г, восставшими против большевиков, с движением Солидарность, выступавшим за самоуправление предприятий в Польше в 1980-1981 гг (и пытавшимся вырвать их из рук большевистского государства и передать самим работникам). Для этих личностей вся многомиллионная масса населения, не относящаяся к верхушке интеллигенции, была "тупым быдлом".

Идеи диссидентов СССР не имели ничего общего с идеями Шандора Раца в Венгрии и Анджея Гвязды в Польше - врагов тотального красного государства, сторонников трудового самоуправления, или с теориями великого ГДРовского мыслителя Рудольфа Баро, сторонника экологических и кооперативных движений, обнаружившего в СССР и странах Восточной Европы никакой не социализм, а систему азиатского способа производства. В позднем СССР похожие взгляды были редки, их мы можем обнаружить лишь у Михаила Молоствова (сторонника венгерской революции 1956 г) и еще у нескольких активистов, имевших мало общего с диссидентами.

Даже умеренные социал-демократы с их идеей прочной защиты социальных прав трудящегося населения парламентско-демократическим государством были не слишком популярны среди диссидентов.

Представления либеральных диссидентов в определенной степени стали идейным наполнителем системы в 90е гг прошлого века. Это отвратило российское общество от парламентаризма и западной либеральной демократии на 18 последующих лет.

(Мне то кажется, что в лоб, что по лбу. "Свой рай они находили" Да вот так вот нельзя говорить или писать, это глупость, никакого рая они не находили, разумеется, в аду его не очень то отыщешь. Сам выбор между право-лево смехотворен, пока элементарные права человека не уважаются и нет разделения властей и свобод базовых, - прим. ред.)
Subscribe

  • Лытдыбр

    С Машей поболтал, с Галей поболтал. Всем жарко.

  • ...

    Любитель ли я роликов Максима Каца? Нет. Но последние несколько посмотрел. Они о том, что сейчас важно. После посещения общественной приемной Бориса…

  • Повесил в "Фэйсбуке" Michael Favorov

    Сегодня из трёх независимых источников получил ненавистный вопрос: Как оценивать необходимость вакцинации по показателям антител к С-19? ДА…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments