Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Повесил в "Фэйсбуке" священник Яков Кротов

ИСПОВЕДЬ

Мне напомнили давеча о двух разных позициях по исповеди. Одна - христианин грешить не должен, поэтому никакой исповеди. Вторая - покойного отца Георгия Чистякова - грешить можно, но с мелочами к Богу не лезть. Ну, обиделась на коллегу или продавщицу в магазине, чего с этим на исповедь.

Мне кажется, это всё как-то неправильно. Как и позиция Шмемана - ах, нас используют в качестве бесплатных психотерапевтов, отойдите от меня вси, делающие беззаконие, я в печали и лучше книгу попишу.

Мне ближе позиция отца Александра Меня, которая была абсолютно стандартной - есть грех, исповедуйся. Не надо смущаться, что этот грех маленький или что он повторяется в 2789 раз. Всё равно надо исповедоваться. Потому что грех - это высказывание. Высказывание крайне редко бывает цитатой или самоцитатой. Если бывает, это уже не грех, а болезнь - зацикленность, фобия, мания, психоз. Например, зависимость - от алкоголя, наркотиков, секса. С этим уже не на исповедь. Но обычно - то есть, в 9 случаях из 10 - если я на кого-то обиделся, то эта обида отлична от моей обиды на этого же или на другого человека. Это новый грех. Исповедоваться в нём нужно.

Большой грех маленькое раздражение или маленький? А грехи, поскольку они высказывания, делятся не по размерам. Я, может, в сердцах сказал "Сколько ж можно этой дурацкой жары". Формально это легкий грех, за который по епитимийнику св. Кирилла Белозерского (XV век) полагается 10 поясных поклонов. Но в моей ситуации, возможно, я так выразил сатанинскую злость на Бога, на жену, на себя, на детей, на весь мир. Это ведь некий знак, символ. Толкнул другого в метро - тоже может быть символ. А может быть не символ. Надо думать.

Надо иметь привычку к самоконтролю или, мягче сказать, к самонаблюдению, к саморефлексии. Ксюша Покровская правильно сказала: приедешь к отцу Александру, посмотришь на него через толпу-очередь, и уже всё ясно стало. Всё-таки в двухтысячный раз приехала.

Что до частоты и тщательности исповеди, то я могу лишь сказать о своём опыте (довольно драматическом, потому что, став священником, я почти перестал исповедоваться). Начинается с подробной и частой исповеди, и это нормально. А с годами - с десятилетиями - может, и реже, но точно компактнее. Не потому, что научился говорить, а потому что - смотри выше - появился навык самонаблюдения.

Замечу, что мой собственный опыт как исповедующегося больше моего опыта как исповедующего. Так что слишком больших выводов я не делаю, а просто вот делюсь. Я понимаю, что исповедь - не универсальный феномен, что вполне может быть христианство без исповеди (не путать с покаянием, хотя и без него может быть). Однако, я рад, что мой опыт - с исповедью и с покаянием. Другим не навязываю.

Деталь всё той же картины. Тут лучше видно, что в руке Спасителя именно ухо - отскочило, что ли. Замах апостола - это уже второй замах. Сейчас Господь отрёт уста и скажет: "Петруха, прекрати!"



Кстати, традиционное - если вдруг в Москве найдется благодетель с квартирой в центре, где можно было бы служить по воскресеньям, я был бы очень признателен. С пустой комнатой метров в 25. Меньше и у меня есть :-) Ну вдруг! Пустых квартир много, другое дело, что они в основном у богачей, как инвестиции, под паром, но мало ли! Денег не предлагаю - больших мы не соберем, маленькие смешно, хотя если что, можем. Офисы не предлагать, закон сейчас стал довольно строг, лафа кончилась.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments