На Западе - да и вообще в мире - есть цинизм. Только там цинизм это удел маргиналов, отщепенцев, ничтожного меньшинства. В России цинизм - удел 99 из 100 людей. Демократов и черносотенцев, номенклатуры и бомжей, образованных и невежд. Все считают, что без лжи, лицемерия, вранья невозможны жизнь, карьера, заработок. Вот - самый страшный итог большевизма. Неверие в то, что политик может быть честным. Может! Более того, - должен! Как и программист, учитель, полицейский.
Цинизм есть самооправдывающееся лжепророчество. Циник убеждён, что все политики добиваются успеха ложью - и в итоге оказывается в тисках между лукавством Путина и лукавством Ходорковского, Венедиктова, Навального.
До Ленина было иначе. От политиков и вообще от людей по умолчанию ожидали честности и порядочности - и получали её, и давали её. Столыпин был, возможно, жесток, но Столыпин не был лицемер и манипулятор. Он был честен, как и Витте, - другое дело, что у них были разные идеалы. Но идеалы были нелицемерные.
Сегодня на Западе большинство политиков и чиновников - нормальные, порядочные, честные, не лицемеры. Это нормально! Нормально не бояться политика и полицейского, ожидать от них честности и помощи. Ненормально жить как в России - ожидая лицемерия и заранее отвечая на него своим лицемерием, цинизмом, пофигизмом. Это позиция заключённого, который убеждён, что его надзиратель - политик, и другой политики, кроме режима концлагеря, не бывает, а кто притворяется, что свободен, тот просто дурака валяет.
("Неверие в то, что политик может быть честным. Может! Более того, - должен! Как и программист, учитель, полицейский." И бомж может! Я сам в Сан-Тропе бомжевал дня два!- прим. ред.)