Михаил Гершензон был человек образованный, но однажды написал ересь: "Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, — бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной".
Написано было, видимо, под впечатлением волны погромов - более шестисот погромов интеллигенции, включая вполне умеренную - прошедших после манифеста 19 октября 1905 года. Манифест заканчивался призывом к народу сплотиться вокруг "государя".
Изречение Гершензона стало очень популярным среди современных российских проповедников кнута - или вертикали власти. Впрочем, если даже Адам Михник хвалил Путина как ту железную руку, которая одна может сдержать российское варварство...
Михник, однако, раскаялся довольно быстро. Да его дело сторона, живущим же в России и намеревающимся жить в ней и дальше каяться ни к чему, а думать надо усиленно.
Гершензон сказал неправду о вертикали власти. Её штыки и тюрьмы вовсе не демократов ограждают от "ярости народной". Они ограждают саму вертикаль и более никого. Николай Романов не Гершензона защищал, а лично себя и свой дом.
Гершензон сказал неправду и о народе. Нигде погромщики не составляли большинство, всюду это были маргинальные элементы, распоясавшиеся как раз благодаря деспотизму. Деспотизм породил эти элементу, препятствуя просвещению и образованию, препятствуя вовлечению людей в политическую жизнь через всеобщее избирательное право, через свободу. Тем не менее, большинство жителей России не были ни черносотенцами, ни большевиками, это каждый знает, изучив свою генеалогию. Деспотизм опасен как раз тем, что поощряет агрессию меньшинств и блокирует мир и свободу, вытаптывает их с усердием, достойного лучшего применения.
То же, только в ещё худшем варианте, происходит сегодня. Номенклатурократия, олигархат сами дичают и тащут с собой в одичание подданных. Народ в заложниках у диктатуры, а благодаря атомному оружию уже и весь мир в заложниках у Кремля. Он истерически грозит убить всех, уморить голодом, ввергнуть в хаос, если его не оставят в покое - то есть, не дадут развращать, разорять, расчеловечивать людей. Как прямо высказался диктатор - гнать детей и женщин вперёд солдат. А за детьми и женщинами гнать всяких Вагнеров и отмороженных погромщиков, которые эта власть сама изготавливает, лишая людей свободы.
Вступать с властью в торги? Подчиняться её шантажу? Выполнять все её приказы?! Это и безнравственно, и безумно, потому что эта власть недоговороспособна и обманет. Непременно обманет. Как самодержавие обмануло и гершензонов, уповавших на него - своей тупостью и хищничеством довело дело до Ленина.
Просвещение, проповедь демократии и прав человека, - путь очень странный для русского уха, но это единственный практичный путь. Все прочие пути - пикеты, демагогическая "борьба с коррупцией", "прямые действия" - это вишенки на торте, не более, хотя и не менее. За торт! Умереть от погрома обидно, умереть от страха погрома - стыдно.
(Вот только пикеты - это никакой никуда не путь, а всего лишь гигиеническая процедура, не борьба с коррупцией, или еще чем-то, а всего лишь публичное "-1", - прим. ред.)