"Были коммунисты, стали православные!" - это упрёк не столько глупый, сколько неверный. Были не коммунисты, а большевики. Стали не православными, а ханжами. Ну и что? Ханжа сам по себе безобиден, страшен ханжа со властью. Главное: большевики стали буржуями. Был парторг - стал капиталист. С лёгкостью необычайной. Потому что психологически-то - одно явление, явление власти.
Моралисты XIX века учили, что нищета - результат безнравственности, лени, порока. В Америке наибольшей популярностью пользовался тогда не Марк Твен, а его ровесник Хорейшио Алджер (832-1899), было выражение "история Алджера" - синоним "история американского успеха". Его романы - чистая капиталистическая порнография, в сравнении с которой "Атлант расправил плечи" всего лишь мягкая эротика.
Сюжет один и тот же: бедный юноша преодолевает некое искушение, внутреннюю слабость - и становится богачом, хотя ему мешает безнравственный сын богача (или даже и взрослый богач). Обычно юноше помогает Бог в виде высоконравственного богача, который в нужный момент подставляет плечо (всего лишь!) и изрекает: "В нашей свободной стране бедность не препятствие для успеха!"
Алджер забыт, но его идеология воскресла после непродолжительного периода "войны с бедностью", начатой Джонсоном и оконченной Клинтоном ("демократом"!) в 1996 когда законом "О примирении личной ответственности и возможности работать". Парадокс в том, что именно бедняку часто трудно признать, что терпение и труд вовсе не всё перетрут, что жизнь в XXI веке сложнее, чем в XIX веке, а человек и всегда был сложнее, чем о нём полагали ефрейторы от набожности и прапорщики золотого тельца.