Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Повесил в "Фэйсбуке" Boris. A. Katz

Это все тот же Венский концерт Горовица. Приводимый фрагмент его, пожалуй, самый радостный момент действа. Вальсы Шуберта (их у него десятки, если не сотни) сочинялись не для концертной эстрады, а для домашних дружеских вечеринок (т.н. "шубертиад"). Они требовали для своего воплощения не виртуоза, но тапера. Под них танцевали друзья композитора, и незатейливые эти миниатюры могли играться едва ли не каждым любителем. Но в этой "музычке" таилось множество чисто шубертовских откровений, пронзающих внимательный слух то особой интимностью интонации, то необычайными гармоническими последовательностями, то теми чисто песенными оборотами, на которые мало кто был так щедр, как Шуберт.
Лист оценил это все по достоинству: из нескольких вальсов он соткал свободную сюиту, оправил эти драгоценности виртуозным, почти бальным блеском и создал изощренную игру на контрастах сверкания оправы и тихим свечением самих драгоценностей. Назвал он все это "Венские вечера".
Честно говоря, я больше люблю эти вальсы в оригинале и, да простится мне такая нескромность, в собственном корявом исполнении (разумеется, в отсутствие слушателей). Но когда за роялем Горовиц, то листовская версия обретает фантастическую способность заставить забыть об оригинале. То же, мне кажется, происходит, когда Горовиц играет листовские переложения песен Шуберта. Ни слова, ни голос не нужны. Рояль отлично выговаривает и выпевает строки Гёте или Рельштаба.
Впрочем, это уже о другом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments