Бисмарк, говорят, считал, что войну с Францией выиграл прусский учитель. В России это понимают так, что прусские учителя были лучше французских в оболвании учеников. Всё прямо наоборот: нормальный учитель (а в Пруссии были нормальные учителя, спросите у Кантыча) даёт учение прежде умение познавать, то есть, критически мыслить, собирая информацию, находиться в непрестанном диалоге с миром и людьми.
Прямо противоположным явлением сделали школу Ленин и его преемники до сего дня включительно. Оболванивание, порабощение, лишение стартовых способностей к мышлению. Важной частью оболванивания стал миф об оболванивании: мол, пропаганда всесильна. 25 кадр, НЛП, Геббельс, - всё превращали в доказательство того, что человек бессилен перед внушением. Среда определяет сознание! Никакого звёздного неба в тебе нет, не надейся!
Неправота мифа о пропаганде достаточно очевидна. Во-первых, система деспотизма стоит на оружии, не на пропаганде. Пропагандисты всего лишь маркитантки в военном обозе и Ленина, и Гитлера, и Путина. Вечерами они развлекают солдат и офицеров, но не они сделали людей солдатами и офицерами. Есть они - повеселее, нет их - обойдутся. "Застой", к примеру, был эпохой, когда и творцы пропаганды, и потребители не верили в неё вообще, ни секунды, ни на грамм. Кто верил - так лишь потому, что это никак на жизни не отражалось, а верить хотелось. Но хотелось внутри, а извне ничего сильно не навязывалось. Так подростков в 15 лет и на резиновую куклу способен наброситься. Резиновая кукла от этого не станет обаятельной красавицей.
Во-вторых, люди, которые говорят о всесилии пропаганды, самим фактом своего существования и говорения опровергают это всесилие. Они-то раскусили! Они-то отрефлектировали!! Они-то не поддались!!!
На самом деле, увы, именно циники как раз очень даже падки на пропаганду - отсутствие идеалов ослабляет защитные способности интеллекта. Тем не менее, история существует - и это главное доказательство свободы. Если бы пропаганда, внушение, демагогия были всесильны, то из поколения в поколения передавалось бы одно умонастроение. Но каждый день происходят микровзрывы свободы - и люди движутся к правде.
Или ко лжи. Но не пропаганда в этом виновата. Вот почему свобода слова должна быть абсолютной - и это не страшно. Каждый убивает себя сам - если захочет. Нету "жертв пропаганды" - есть люди, которые подыскали оправдание своим взглядам. Поэтому можно и "Майн кампф" печатать сколько угодно - не эта книга сделала Гитлера популярным, а страх безработицы. И всякая несвобода, с вытекающей из неё агрессией, есть результат не пропаганды, а того или иного страха. Презрение к людям, высокомерие, запреты, цензура - наращивает страхи. Преодолимы же они через знания, через общение, через жизнь.