Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Почитал постнауку

"...Мне (как, наверное, и очень многим лингвистам) не раз приходилось и писать, и говорить об этом. Ситуация со школьным русским без преувеличения катастрофическая. Деградация была многолетней и непрерывной, и сейчас, в эпоху ЕГЭ, она, кажется, достигла максимума.
Проблем тут очень много, попробую выделить то, что, с моей точки зрения, хуже всего. Изучение русского языка в школе по большей части не только бесполезно, но и прямо вредно. Оно бесполезно потому, что львиная доля сведений, сообщаемых ученикам, никак не помогает достичь основной цели преподавания русского языка — овладение навыками грамотной письменной речи в соответствии с принятой в обществе литературной нормой. А вредно оно потому, что создает у школьников иллюзию, будто то, чему их обучают, как-то связано с наукой о русском языке, с наукой о языке вообще — и с гуманитарной наукой вообще. Бессмысленные, косноязычные, расплывчатые, противоречивые, устаревшие и просто неверные утверждения встречаются в учебниках русского языка на каждой странице; и в современных учебниках их стало еще больше, чем в старых — те тоже были не сахар, но хотя бы покороче и без таких претензий на "научность". Лингвистам стыдно и больно это читать. Профессиональные языковеды в ужасе от всех этих классификаций предложений по цели высказывания, приставочно-суффиксальных способов словообразования, типов сочинительной и подчинительной связи и т. д., и т. п. Поверьте, это не имеет к современной науке о языке ни малейшего отношения. Это или бессмысленная чепуха, или давно устарело. И умный, живой, одаренный ребенок, не осиливший эту схоластическую мертвечину, мало того, что получает психологическую травму — он теряет возможность поступить в вуз. А между тем человек, который не зазубривает определение однородных членов, а честно не понимает его, потому что это определение ничего не определяет, гораздо более ценен в интеллектуальном отношении; наверняка можно сказать, что именно у него-то и есть настоящий научный склад ума. Наука начинается там, где человек имеет интеллектуальную смелость сказать "я этого не понимаю", или "здесь кроется противоречие", или "это не соответствует фактам". Но, читая учебник русского языка, интеллектуально развитый школьник просто ничего другого и не сможет сказать.

Не знаю, утопия это или нет, но программу по русскому языку нужно кардинально менять, безжалостно избавляя ее прежде всего от этого псевдонаучного мусора. Русская орфография и пунктуация сложны, во многом традиционны, во многом иррациональны — это надо прямо сказать школьникам. И как можно меньше "теории". Чтобы грамотно писать, не нужно отличать сочинение от подчинения и управление от примыкания. Более того, современные ученые написали много убедительных и толстых книжек о том, что эти (и многие подобные им) понятия противоречивы, не могут быть точно определены и от них следует отказаться. А мы продолжаем ставить двойки на экзамене за незнание "теории". Это ничем не лучше того, как если бы в ЕГЭ входил вопрос о том, на трех черепахах стоит Земля или на четырех, да еще с требованием "теоретически обосновать" правильный ответ..."
(Мне тоже кажется, что русскому языку лучше учить не так, как это в школе делают. Вообще ничего не осталось в голове, а ведь я все это примерно знал, типа на четверку, сложносочиненное, сложноподчиненное... Вот ведь ерунда бессмысленная! Это я поговорил сегодня с мамой ученицы будущей, возможной. Я ведь не только на бирже играть способен! Приятнее всего учить математике, конечно, там все просто и логично.У Пети было два яблока! И так далее. Языками я тоже с детьми занимался. Немецким самое неприятное, собственный акцент слушать - это не слишком большое удовольствие. Русским вполне, если родители не ждут, что я научу ребенка этой вот схоластике. Как русскому учиться? Не знаю, от склонностей ребенка и от его уровня владения языком зависит. Читать и разговаривать, играть во всякие словесные игры, фантазировать. Мне кажется, примерно так, - прим. ред.)
Subscribe

  • Спрашивает в "Фэйсбуке" Светлана Левина

    ...меня-то за что? 🙁 Почему мне на фитнес, в баню и на хор нельзя? Я ж честно привилась - хотите, на лбу себе куар-код нарисую? ( , - прим. ред.

  • Повесил в "Фэйсбуке" MichaelFavorov

    Везде в бывшем СССР одна и та же история! "Переполненная COVID-больница. Кровати стоят в коридорах - в палатах уже нет места. 92 человека - на…

  • Повесил в "Фэйсбуке" Michael Favorov

    Вакцинируйся "Спутником", - и ты спасешь не только себя и не столько себя, но и соседку-старушку, ребенка с аутоиммунной болезнью, случайного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments