В канадском городе Галифакс 30 января 2017 года городской совет после горячих споров постановил (12 против 4) убрать памятник Эдуарду Корнуоллису из одноименного парка. Корнуоллис основал Галифакс, когда был губернатором Новой Шотландии к 1749-1752 годах. Памятник убирают из солидарности с индейцами микмаками, которых сейчас осталось всего 40 тысяч человек. Корнуоллис умеренно щедро платил за скальпы, снятые с убитых микмаков. ("Умеренно" - потому что 40 тысяч всё-таки осталось!)
Впрочем, памятник убрали не очень далеко, потому что споры ещё идут.
Ещё в Канаде чернокожие граждане требуют переименовать с десяток улиц, в названии которых есть слово "нигроу" (Нигроу Хед в Лорневилле). Это как если бы в Москве была улица Жидобойная. В 2015 года уже переименовали шесть таких улиц с английскими названиями и пять с французскими.
Убрали памятный знак в память о кинорежиссёре, который, как посмертно выяснилось, совращал мальчиков (даже 13-летних, в ужасе добавляют канадцы, не подозревая, что бывают куда более даже).
В Виннипеге убрали памятник феминистке Нелли Маккланг. С одной стороны, феминистка, а с другой - ярая поборница евгеники. В Канаде "научные" опыты по улучшению людей велись ещё много лет после Менгеле.
Именно в Канаде жил нобелевский лауреат биолог Алексис Каррель, восхвалявший Гитлера за усилия по ликвидации неполноценных людей. В книге "Неизвестный Человек", в 1936 году переведённой на гитлеровский и опубликованной в Германии, Каррель призывал уничтожать преступников и уродов, причём назвал и средство: газовые камеры. В 2015 году в Канаде переименовали, наконец, парк, названный в честь Карреля. Новое посвящение - святому Джованни Боско, великому итальянскому педагогу, современнику Пирогова.
В Монреале идут горячие споры вокруг улицы и станции метро в память о священнике Лайонеле Гру (Groulx, 1878-19(ред.)67). Франкоканадец, римо-католик, историк, националист, правый - впрочем, тогда все были правыми. Издавал "Аксьон Франсэз", это уже чуть больше обычной правизны. Во время Второй Мировой, как и многие подобные интеллектуалы Канады, горячо поддерживал Виши. Уже четверть века спорят о том, насколько Гру был антисемитом. Отец Лайонел называл, конечно, антисемитизм нехристианским явлением, но, как говорил один герой Булгакова, "если меня расстреляли в Одессе, это не мешает мне приехать в Москву". Гру писал под псевдонимами, доказала канадский историк Эстер Делиль, и поощрял антисемитизм в своих изданиях. Горькая правда, пожалуй, в том, что чем дальше от Германии, тем дольше католики симпатизировали фашизму как средству победы над капитализмом и коммунизмом. На этом фоне очень выгодно смотрится Честертон, который уже к концу 1920-х бросил трепаться про мусульманскую угрозу и еврейский капитал.
В сущности, все эти споры - секулярный вариант борьбы с кощунствами, защиты "религиозных чувств". Речь идёт не о "переписывании прошлого", не о фальсификации, а прямо наоборот - о преодолении фальсификаций и лжи. О переходе от агрессивности к солидарности - к солидарности с теми, против кого была агрессивность. Циник усмотрит здесь всего лишь борьбу разных классов, или разных идеологий, или вообще биохимию мозга, но цинизм приходит и уходит вместе с памятниками расистам и насильникам, а человечность остаётся.
На фотографии: объявление в канадском городке Сен-Агата-де-Мон, июль 1939 года. С чисто французской витиеватой деликатностью посылают евреев на три буквы. Перевод на английский безграмотен и груб до ужаса. Видимо, закон обязывал давать объявление на двух языках, но издевательство над английским при переводе слегка утешало франконациков.
