Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Повесил в "Фэйсбуке" священник Яков Кротов

ПРАГА И МОСКВА
Путешественник не может не сравнивать, этим он отличается от себя во время непутешествия. Другое дело, с чем сравнивать. Прага в сравнении с Веной и любым другим настоящим западным (не бывшим под Лениным) городом - бросается в глаза этническая чистота. Не только юденфрай, вообще ксенофрай. Цыган ненавидят люто, те не высовываются, хотя именно цыгане - та богема, которыми Богемия вошла в культуру. Когда в Париже говорили "богемцы", имели в виду цыган в шатрах, не чехов в пивных.
Прага холмиста и домиста, очень однородная пятиэтажная застройка буржуазными домиками. Домики разукрашены, но схожи, их вереницы не осквернены синкопами позднейших времён, как в Вене, да и в других аналогичных городах... С Москвой Прагу сравнивать невозможно. Впрочем, это относится и к любому городу мира, от Бомбея до Пекина. Потёмкинскую деревню, нарисованную на фанере, нельзя сравнивать ни с какой настоящей деревней.
Если это может утешить, то Прага лучше пражан, а Москва хуже москвичей. Это не означает, что пражане хуже москвичей! Просто зарплата в 1000/200 тысяч долларов лучше зарплаты 3/9 тысячи долларов.
Москва это камин папы Карло. Котелок висит, пар от него подымается, но это - картинка. Москва такой стала в одночасье, речь вовсе не о том, что она архитектурный кошмар и оскорбление для глаз, и час этот хорошо известен - когда на Москву взгромоздился Ленин, под одобрительные возгласы Крупской и Арманд.
Впрочем, недооценивать уродство и неудобство Москвы не следует, и Прага об этом постоянно напоминает. Например, отсутствием подземных переходов. Кажется, что пражане не болеют - почти нет аптек. Пражане не пользуются сотовыми телефонами - нет и бесконечных контор сотовой связи. Пражане бессердечны - в городе есть бомжи и нет объявлений о сборе средств на лечение того или иного ребёнка. Но источниковед знает: аптек нет, потому что чешская медицина не хуже израильской, а хорошая медицина это отсутствие самолечения. Нет бесконечных контор сотовой связи, потому что на их месте бесконечные магазинчики. Нет призывов к милосердию, потому что детей просто лечат, бомжи есть, потому что их не зачищает полиция вкупе с добровольными помощниками-милосердцами, не вывозят подальше от столицы.
Конечно, в Праге есть и Москва. Правда, в Праге есть музей КГБ, но живого, не музейного КГБ намного больше. В продмаге бесплатно раздают газету на русском языке - издаётся КГБ под вывеской защиты соотечественников. Если что - так защитят, что мало не покажется.
С этической точки зрения главная проблема Праги та же, что любой другой точки планеты - конформизм, мещанство, обывательство. На этот вопрос Прага предлагает два ответа, причём в одном и том же месте.
Даже те, кто в Праге не бывал, знают, что там есть Карлов мост и Пражский град - аналог кремля, удачно поставленный готический собор и под ним как квадратные мухоморы крыши добуржуазного городка.
Из-за силы Кориолиса разблюдовка точно такая же, как во всех городах северного полушария, включая Москву: высокий правый берег реки, на нём собор, дворец и аристократия, низкий левый, на нём буржуа. Мещанство, увы, явление внеклассовое, оно по обоим берегам и было, и есть. Если стоять у Карлова моста лицом к собору, по-нашему - в Замоскворечьи, то справа и будет площадь, где стоят филармония и философский факультет. ФФФ. Площадь Яна Палаха - чеха, который спалил себя после вторжения русских войск в 1969-м.
Палах был не католик и не атеист, а протестант,но суицид и для протестанта должен бы быть грехом. Однако, Палах всё-таки был сочтён не грешником, а - вот, площадь ему посвятили, на факультете снаружи мемориальная доска. У Палаха было несколько продолжателей, пока полиция не научилась мешать публичным самосожжениям - а приватно самосжигаться никто не хотел. Весь цимес был в публичности. Идея заключалась в пробуждении мещан от мещанства, конформистов от конформизма. Ненасильственная попытка пробудить совесть? Да нет, очень даже насильственная. Во-первых, насилие над собой всё равно насилие, во-вторых, всё, что не слово, то насилие. На конформизм это нимало не подействовало.
Кажется, что Палах вдохновлялся примером вьетнамца Лам Ван Тыка, сжегшего себя в 1963 году. Самосожжение знаменитое, близкое по времени. Но в пространстве было ближе сожжение Гуса, увековеченное на центральной площади Праги. Только вот Гус вовсе не хотел, чтобы его сожгли. Гус хотел говорить и писать.
Второй ответ - внутри философского факультета, ответ Яна Паточки, автора Хартии-77. Кстати, хотя во всех учебниках написано, что в чешском ударение на первом слоге, но Паточка ударяют на втором, и это не единичный случай. Причина та, что в чешском сохранились - довольно редкий в Европе случай - долгие и краткие гласные, те самые, которые были основы силлабической поэтики. Поэтому ударение на "па" для русского уха совершенно теряется в сравнении с растянутым "то".
Жест или слово? Самосожжение или самовыражение? Сжечь себя или жечь сердца людей? Ну конечно, второе! Оно и для здоровья безопаснее - хотя Паточку власть в конце концов ухайдакала 11-часовым допросом с последующим инсультом. Главное же - весь смысл свободы не в том, чтобы гореть, а в том, чтобы говорить. Кто говорит, тот и свободен. Вот москвичи - они не говорят. Они эхо Москвы, и "Москва" тут - просто одно из имён Лубянки, Кремля, ленинизма. Французы - говорят, чехи - ну, на полпути между Москвой и Парижем. Но украинцы на четверть пути, так что в Чехии, конечно, лучше, отчего и есть поток украинцев в Прагу, а из Праги в Украину едут отдельные энтузиасты свободы. Слава Богу, что едут! Трындёж, ворчание, урчание, бурчание, - всё то, что заменяет в деспотических системах речь, общение, коммуникацию - изживаются только присутствием настоящей коммуникации. Не поучениями. Присутствовать и говорить, говорить и присутствовать. Глядишь, какой-нибудь младенец прислушается и тоже попробует говорить. Не на украинском, русском, чешском, а на свободном - на том языке, на котором говорили Адам и Ева, пока не стали стучать друг на друга Богу.
(Сомневаюсь я, что "Москва такой стала в одночасье, речь вовсе не о том, что она архитектурный кошмар и оскорбление для глаз, и час этот хорошо известен - когда на Москву взгромоздился Ленин, под одобрительные возгласы Крупской и Арманд." У меня прапрабабушку крепостной в Питер привезли, а документы прадедушки и прабабушки...своеобразные, в Питере им нельзя было жить, пятым пунктом не вышли, и выдали им такие документы не Крупская с Арманд и даже не Ленин, тут людоедство с дикостью вовсе не в одночасье, насколько я слышал, воцарились, - прим. ред.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments