Интересно сейчас в Германии политический дискурс сдвигается. Месяц назад, еще до волны беспорядков в Англии, консервативный британский журналист Чарльз Мур написал в "Телеграфе" колонку I'm starting to think that the Left might actually be right. Несмотря на игру слов в заголовке, месседж там вполне откровенный: "ребята, где-то мы ошиблись". Неделю назад не менее консервативный, хотя и на наш немецкий лад, журналист и издатель Франк Ширрмахер опубликовал в буржуазно-консервативном флагмане Frankfurter Allgemeine Zeitung статью с заголовком-калькой Ich beginne zu glauben, dass die Linke recht hat.
И понеслось по блогам и СМИ.
Это очень интересный сдвиг. Если отвлечься от американской риторики с ее абстрактным ругательством "socialism" (а эта риторика накладывает изрядный отпечаток и на дискурс в Рунете), то внезапно оказывается, что современные левые идеи куда менее идеологичны и догматичны, чем правые. Сегодня получается так, что именно государство вынуждено латать изо всех сил общественный договор, извиваться, перестраиваться, что-то делать; а адепты безграничных экономических свобод и слабого государства оказываются соучастниками циничного грабежа большинства меньшинством. И самое смешное, что даже не из каких-то шкурных интересов, а из идеализма. Или - будем точны - по идеологическим причинам.
Мир усложняется. Экономика - как национальная, так и корпоративная - усложняются еще быстрее. Возникают новые реальности - классовые, социальные, демографические. Их не могли предусмотреть в прошлом. Но вот современные левые (я не говорю о сектантах-ортодоксах, а о политическом мейнстриме в Европе) сумели преодолеть Маркса, а правые Смита - пока не смогли. Левая идея перестала быть антикапиталистической в том смысле, что более не стигматизирует сограждан по классовому принципу; правая же идея с трудом расстается с представлением о коллективном разуме миллионов эгоизмов. На повестке - диккенсовский Лондон, а правые все еще видят повозки посреди прерий, тянущиеся навстречу новым горизонтам.
Сам я приверженец капитализма. Без экономических свобод прочие свободы невозможны, мне это кажется очевидным. Но объявлять покушением на свободы всякое регулирование в пользу тех, кто слаб - это жлобство. Нельзя полагаться на одно меценатство, хотя по-настоящему крутые капиталисты, как правило, весьма социальны и прогрессивны. Нет вреда в институтах перераспределения богатств.
Уоррен Баффет неделю назад в New York Times: Кончайте нянчиться с богачами.
Пишет у себя в ЖЖ
neuraum
И понеслось по блогам и СМИ.
Это очень интересный сдвиг. Если отвлечься от американской риторики с ее абстрактным ругательством "socialism" (а эта риторика накладывает изрядный отпечаток и на дискурс в Рунете), то внезапно оказывается, что современные левые идеи куда менее идеологичны и догматичны, чем правые. Сегодня получается так, что именно государство вынуждено латать изо всех сил общественный договор, извиваться, перестраиваться, что-то делать; а адепты безграничных экономических свобод и слабого государства оказываются соучастниками циничного грабежа большинства меньшинством. И самое смешное, что даже не из каких-то шкурных интересов, а из идеализма. Или - будем точны - по идеологическим причинам.
Мир усложняется. Экономика - как национальная, так и корпоративная - усложняются еще быстрее. Возникают новые реальности - классовые, социальные, демографические. Их не могли предусмотреть в прошлом. Но вот современные левые (я не говорю о сектантах-ортодоксах, а о политическом мейнстриме в Европе) сумели преодолеть Маркса, а правые Смита - пока не смогли. Левая идея перестала быть антикапиталистической в том смысле, что более не стигматизирует сограждан по классовому принципу; правая же идея с трудом расстается с представлением о коллективном разуме миллионов эгоизмов. На повестке - диккенсовский Лондон, а правые все еще видят повозки посреди прерий, тянущиеся навстречу новым горизонтам.
Сам я приверженец капитализма. Без экономических свобод прочие свободы невозможны, мне это кажется очевидным. Но объявлять покушением на свободы всякое регулирование в пользу тех, кто слаб - это жлобство. Нельзя полагаться на одно меценатство, хотя по-настоящему крутые капиталисты, как правило, весьма социальны и прогрессивны. Нет вреда в институтах перераспределения богатств.
Уоррен Баффет неделю назад в New York Times: Кончайте нянчиться с богачами.
Пишет у себя в ЖЖ