P.S. Создатель фильма в настоящее время в тюрьме под следствием по обвинению в растрате государственных денег - вместе с известным демократом г-ном Белых и многими, многими деятелями номенклатуры разных уровней. Что ж, он теперь вне критики? И Белых тоже? И Ежова не критиковать, коли его Сталин расстрелял?
Пока Серебренников был на свободе, я о его существовании не знал. Посмотрел - думаю, что оно и хорошо было, не знать. Если это - тот мировой уровень, которым гордится московская театральная среда, мне очень жаль. Плохое кино, пропагандирующее хорошую идею, хуже, чем хорошее кино, пропагандирующее плохую идею - как, к примеру, фильм "Чудо", который был мерзопакость фундаменталистская, а Маковецкий там играл, как всегда, гениально, и в целом снят был фильм намного лучше.
Желаю режиссеру доказать свою невиновность и выйти на свободу. Но фильм - вот он, в интернете, свободно можно посмотреть. Теперь еще у фильма дополнительный окрас - о, снят страстотерпцем! значит, всё правда! Но нет - правда не вся. И очень жаль. Не вся правда - это враньё. Так что режиссер попал в яму, которую и копал своей полуправдой и своим получением от государства денег, своим получением прокатного разрешения на демонстрацию своего фильма и т.п. Жить надо так, чтобы, когда тебя посадит кровавая гебня, не было сомнений, что тебя посадили за дело и справедливо, а не по ошибке.
ЗАЙЦЫ! ПРЫГАЙТЕ, А НЕ ПРИКОЛАЧИВАЙТЕСЬ!
* "Жить надо так, чтобы, если тебя посадит кровавая гебня, не было сомнений, что тебя посадили за дело, не по ошибке". *
Фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" 2016 года снят по пьесе немецкого автора, которую автор перед этим ставил в своём театре. Произведение вышло сугубо российское, нео-советское. Эстетика "Маленькой Веры", да и идеология: смелое обличение пороков общества на примере отдельно взятой парикмахерской (школы). Показано, как общество конформистов сползает в клерикализм и фундаментализм.
Единственный положительный персонаж - юный гомосексуал, которого и убивает. Следующий по положительности - учительница биологии, отстаивающая дарвинизм и здравый смысл, объясняющая, что Иисус был главой гомосексуальной общины, почему и призывал учеников любить друг друга. Её не убивают - зачем, она же идёт по чудной дороге российского акционизма, бессмысленного и беспощадного к себе: когда её выгоняют из школы, она прибивает ступни к полу аки российский аукционист прибивал свои текстикулы к Красной площади.
Всё, что сказано о религиозном фундаментализме в кино - чистая правда. Религиозный фундаментализм именно как фундаментализм - это психоз, патология, а кстати и ересь. Это неумелая манипуляция религиозными символами в совершенно безрелигиозных целях. Это полное отсутствие веры, антихристова пародия на Христа, это несение креста для распятия на нём окружающих, а не себя.
Правда, в таком карикатурном виде религиозный фундаментализм не встречается, а если встречается хотя бы немного приближающемся к этому виду - его сразу начинают лечить. Но для фельетона, каковым является фильм, это простительно. Герой фильма - вечный школьник, каковым является диктатор России В.В.Путин, с его психологией подворотни, смердяковщиной, тупостью, социопатией. Очень, очень смело. Поставить рядом с телевизором распятие, телевизор выключить и использовать вместо него крест - эталон антихристианства.
Только вот не В.В.Путин начал использовать религиозный фундаментализм для укрепления диктатуры, а как раз российская околокремлевская интеллектуальная среда. Она делала это как по распоряжению начальства, так и под давлением тайной политической полиции, но - и это важно - ещё и по своей воле. Не Вася Пупкин, а Д.С.Лихачев апеллировал к "крещению Руси", восседал с г-ном Питиримом Нечаевым, наиболее ярким и знаменитым представителем КГБ среди членов Синода РПЦ МП. Российские журналисты активно участвовали в антисектантской истерии, начиная с 1992 года - в истерии, которая привела к принятию закона против свободы совести 1997 года. Делали они это, хотя могли бы этого не делать, совершенно спокойно, их бы никто не наказал. Серебренников сражается не за свободу совести, а за то, чтобы попы отползли от госкормушки на место, которое им Хрущёв указал, и не мешали счастливому браку интеллектуалов с номенклатурой.
В России никто не сползал в клерикализм. Фильм побуждает идеализировать советское прошлое, как это, скажем, Д.Л.Быков делает: вот тогда в школах попов не было, эволюцию преподавали! Ну да, миллионы людей сгноили, но эволюцию - преподавали!!!
Да ничего не преподавали в школах ни при Горбачеве, ни ранее. И школ не было. Были имитации - эргастерии, где был словесный понос, имитации, бла-бла-бла, маскирующий единственную цель: довершить расчеловечивание людей, начатое в советских семьях.
Главная же деформация - если в Германии, где живёт автор пьесы, религиозный фундаментализм это важная проблема: демократия построена, в Шоа покаялись, осталось вот по углам поскрести-вымести всякую дрянь, то в России религиозный фундаментализм - двадцать пятая проблема. Раньше диктатура прикрывалась шкурой Карла Маркса, с 1992 года она напялила на себя шкуру православия, - но какая разница, даются деньги на политпросвет или на уроки православизма в школах? Суть-то не в идеологическом прикрытии, а в сути.
В этом смысле фильм лжив, потому что В.В.Путин, его режим, его страна таковы, каковы они есть, отнюдь не из-за религиозного фундаментализма. В Евангелии подобный сдвиг акцентов, подобные нарушение пропорций мироздания называется "отфильтровыванием комаров и пропусканием верблюда". Настоящая проблема даже близко не названа. Обличение фундаментализма вышло недурное, недурное, хотя художественное исполнение даже ниже "Маленькой Веры". Но треть века прошла, культурный уровень, как известно, понизился. И уж точно не гомосексуальность и самокалечение - единственная альтернатива деспотизма. Не зашивать надо рты, а расшивать! Вот если бы Цицерон зашил себе рот... А когда рты зашивают люди шепелявящие, косноязычные, подвирающие - обратный эффект.
Немецкий оригинал тоже не слишком глубок, в нём два акцента: фундаментализм плох и причина фундаментализма - слишком либеральное отношение к религии, толерантность к предрассудкам. Ужесточить, дать бой, оградить молодые души. В фильме Серебренникова (и в российской жизни) это никак не может быть правдой - в России фундаментализм не от того, что либералы слишком толерантны, в России нет вообще либералов и толерантности, а от того, что людоеды переменили марксизм на христианство.
В фильме единственное светлое пятно - когда главный герой-подлец, недоделанный Путин, начинает сколачивать крест, чтобы на нём распять науку и демократию, мама Вовочки тоскливо вспоминает, как вот был у Вовочки зайчик и помер, и папа зайчика похоронил и крест над могилкой зайчика поставил. Да, это чудная аллегория - учитывая, как путинский геббельс г-н Мединский проехался по евреям, которые тратят государственные деньги на изучение философии зайца. В абсолютно деформированном мире трусости и конформизма люди превращаются либо в крокодилов - как герои фильма - либо в зайцев, которых просто убивают и вколачивают в них кресты. А ты не прыгай! Не прыгай! Ну, а зайчик воскресе, и зайчик будет прыгать, и это есть истинная вера! Бум прыгать, бум! А приколачиваться не бум. И без этого всё вокруг приколочено.
P.S. Создатель фильма в настоящее время в тюрьме под следствием по обвинению в растрате государственных денег - вместе с известным демократом г-ном Белых и многими, многими деятелями номенклатуры разных уровней. Что ж, он теперь вне критики? И Белых тоже? И Ежова не критиковать, коли его Сталин расстрелял?
Пока Серебренников был на свободе, я о его существовании не знал. Посмотрел - думаю, что оно и хорошо было, не знать. Если это - тот мировой уровень, которым гордится московская театральная среда, мне очень жаль. Плохое кино, пропагандирующее хорошую идею, хуже, чем хорошее кино, пропагандирующее плохую идею - как, к примеру, фильм "Чудо", который был мерзопакость фундаменталистская, а Маковецкий там играл, как всегда, гениально, и в целом снят был фильм намного лучше.
Желаю режиссеру доказать свою невиновность и выйти на свободу. Но фильм - вот он, в интернете, свободно можно посмотреть. Теперь еще у фильма дополнительный окрас - о, снят страстотерпцем! значит, всё правда! Но нет - правда не вся. И очень жаль. Не вся правда - это враньё. Так что режиссер попал в яму, которую и копал своей полуправдой и своим получением от государства денег, своим получением прокатного разрешения на демонстрацию своего фильма и т.п. Жить надо так, чтобы, когда тебя посадит кровавая гебня, не было сомнений, что тебя посадили за дело и справедливо, а не по ошибке.