Леонид Кондратенко (leokondrat) wrote,
Леонид Кондратенко
leokondrat

Повесила в "Фэйсбуке" Татьяна Китанина

Оригинал взят у zewaka в Герман. Трудно быть богом.
Что-то очень давно я тут не писала: политические страсти бушуют в Фейсбуке, там пишу об Украине и многом другом; о музыке и детях - как-то больше в Контакте (так уж сложилось). Но вот все-таки сегодня напишу - про "Трудно быть богом" Германа. Похоже, я опять останусь в меньшинстве, но мне не просто понравилось - я потрясена, и, как ни странно, фильм вывел меня из длительной депрессии, связанной с нынешними событиями. Теперь - некоторые впечатления.
Во-первых - это действительно фильм по роману, снятый в полном соответствии с основной мыслью Стругацких, но снятый через много лет после написания книги, поэтому гораздо более безжалостный и бескомпромиссный в продвижении той самой идеи. У Германа нет специальных таблеток, позволяющих пить и не пьянеть, нет прекрасной нежной Киры - землянки, случайно родившейся в Арканаре, нет достаточно бесплотных прочих землян, остающихся, по-видимому, в ладу с собой на этой планете. Здесь все всерьез и до конца: нельзя пить и не опьянеть, нельзя пройти по грязи и не испачкаться, нельзя вмешаться в чужую жизнь и не принять на себя ее печати. Но именно от этого, от этой предельной честности Германа и безжалостности в том числе и к себе, к идеалам своего поколения, в фильме неожиданно появляется свет и надежда. Потому что когда справляешься с первым шоком, когда научаешься дышать в этом кошмаре, то из него на тебя начинают смотреть живые лица - иногда жуткие (чаще), иногда смешные, иногда вызывающие пронзительную жалость, сочувствие, иногда - обворожительные, как барон Пампа и Кира. Да, Кира совсем не такая, как в книге (где она, впрочем, довольно схематична) - она дитя Арканара, простолюдинка, дикая, грубоватая, но неподдельно странная, "не от мира его", умеющая жалеть, любить и по-детски непосредственно радоваться найденной черепахе (это последняя в ее жизни радость - за секунду до попадания арбалетной стрелы). У Германа не может быть персонажей-схем, он должен сам верить в реальность, осязаемость каждого героя - поэтому ученые, прожившие на этой планете в поисках следов так и не наступившего Возрождения уже 20 лет, мало чем отличаются внешне от окружающего мира и мучаются тоской, безнадежностью своей работы, одиночеством, в порыве которого один из них усыновляет местного мальчика "очень много пережившего" - и этот мальчик становится натуральным монстром между двух миров и эпох. Да и те, кого приходится спасать - совсем не идеальны. Один книгочей бежит за другим, ведомым на казнь, и продолжает выкрикивать ему проклятия за дурные слова, сказанные когда-то о его книге; ученый Будах, только что спасенный из Веселой башни, злорадствует при виде убитого барона, грубо с ним обошедшегося. Но именно с такими - грязными, уродливыми, полными дикостей, предрассудков и ненависти - надо быть богом. И это действительно трудно, потому что попробуй полюби и пожалей вот таких. И попробуй, поняв, полюбив и пожалев их, остаться собой. И также, как и в романе, Румата мучительно ежедневно бьется за свою человеческую, земную сохранность - и пугается каждый раз, когда чувствует, как глубоко проник в него Арканар. И в конце его усталое "не поеду я с вами ни на какую Землю" - совершенно внутренне оправданно, потому что Земле он уже также чужд, как и Арканару, но здесь он может быть чужим, странником, а там - нет. И потому что после того, что он совершил, он навсегда повязан с этой жизнью - это его ответственность за содеянное. Откуда же свет и надежда? Наверное, от пронзительно живых лиц, которые вместе с Руматой научаешься сначала вычленять из массы, потом жалеть, а потом даже любить (и неожиданное открытие в себе этой способности - тоже источник света). И когда понимаешь, что эти живые лица пробились даже сквозь тот слой липкой грязи и серости, в который погружен мир фильма, то появляется ощущение, что жить все-таки стоит и надежда есть.
И еще - фильм невероятно красив. Хотя в начале декларируется отсутствие красоты в Арканаре, но от кадров, которые строит Герман, захватывает дух. И становится понятно, что люди могут не пускать в свой мир красоту, убивать художников и поэтов, уродовать свою жизнь и тела, делать виселицы необходимой частью любого пейзажа, но красота все равно живет вокруг, она всеобъемлюща - и что ей все человеческие жалкие потуги ее вытравить? Она вечна, время работает на нее.
Мне было очень страшно идти на этот фильм - слишком люблю роман и слишком люблю Германа, чтобы пережить разочарование его последним фильмом. Я боялась, я робко надеялась, что все же не разочаруюсь - но я не представляла, насколько точным, сильным и полностью достоверным окажется для меня этот фильм.
(Фильм не видел, режиссер не вызвал интереса, я потребитель и мне нужно, чтобы автор постарался меня развлечь, а Герман чем то другим занимается, по моему, я Гайдая сяду смотреть. Но автору текста доверяю, тут все честно, люблю значит люблю! Прим. ред. )
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments